Матильда Кшесинская
Друзья, всем — привет! Я рада приветствовать вас на страничке «Искусство и культура» моего блога.
Друзья, если вы увлечены историей балета, историей костюма, кино, то этот мой пост для вас! Я подготовила его по итогам посещения выставки «Матильда. Воссоздавая эпоху: костюмы и драгоценности к фильму А.Учителя» в ГУМе.
Матильда Кшесинская — балерина, при жизни ставшая легендой. Одна из самых ярких судеб XX века — громкая слава, всеобщее признание, любовь сильных мира сего, затем вынужденная эмиграция, немецкая оккупация, унизительная нужда. От расцвета творчества Чайковского во второй половине XIX-го века до распада The Beatles во второй половине XX-го века — Кшесинская прожила без малого сотню лет!
Жизнь последнего российского императора Николая II трагически оборвалась ещё до достижения им 50-летнего возраста.
Фильм о любви Императора Николая II и балерины был снят режиссёром А.Учителем. Представленные на выставке костюмы полностью соответствуют эпохе. Была проделана огромная работа: изучили архивы, дневники и фотографии того времени, эскизы и картины, частные и музейные коллекции.
В результате для «Матильды» было создано более 7 тысяч (!!!) оригинальных нарядов и аксессуаров. Бальные, визитные и вечерние платья, военные и парадные мундиры, балетные пачки и даже Большая императорская корона — все они сделаны на основе исторических прототипов.
Было изготовлено и множество простых народных костюмов, таких как сарафаны, рубахи, душегрейки, блузы.
Для изготовления всех костюмов и предметов гардероба потребовалось более 12 тонн шёлка, бархат, кожи, сукна, габардина, бязи, хлопка, органзы и других материалов.
Над костюмами работало около 100 человек — не только в России, но и за рубежом: ручную вышивку в основном делали в Индии, простые рубах и штаны шили в Пскове. Ткани, обувь и аксессуары привозили из Италии, Англии, Франции, Америки и Китая. Для оптимизации процесса даже организовали целую мини-фабрику с полным производственным циклом: цехами со швейным и вышивальным оборудованием, красильными и сушильными камерами, собственной прачечной.
Эпоха требовала, ведь конец XIX века — одна из самых интересных глав в истории моды: именно в это время только начинали носить то, без чего мы сейчас не представляем наш гардероб. Например, появились женские брюки, женский деловой костюм (блуза и юбка), мужские пальто и галстук, деним. «Во время первого в России киносеанса, который устраивает Николай, на него набрасывают куртку… Она была сшита, естественно, не как современная джинсовая куртка в обтяжку — это была рабочая блуза, которая накидывалась сверху на мундир. А в джинсы одет двоюродный брат Николая … Мы узнавали о таких вещах из царских дневников, из записей фрейлин. Они помогают в раскрытии образов», — рассказывает художник по костюмам Надежда Васильева.
При этом никто не отказывается от пышной имперской роскоши, которой теперь недостает на ставших демократичными коронациями и свадьбах королевских домов. На излёте XIX-го века кутюрье намеренно одевали императрицу и её фрейлин в пышные платья, стилизованные под русские наряды. В частности, была полностью реконструирована парадная одежда участников торжественной церемонии коронации Николая II — технологически она изготавливалась также, как и 100 лет назад.
Для того, чтобы соединить историческую реальность с художественным вымыслом, сделать фильм понятнее и ближе современному зрителю, во многие костюмы художники вносили дизайнерские детали. Надежда Васильева, например, заметила, что в то время были популярны потайные карманы, и решила сделать на них акцент. «Личные письма Кшесинская могла хранить не только в ларце, но и в юбке «с секретом». Мы сделали одну юбку с карманами в виде кошельков, с металлическим обрамлением… Очень многие вещей, которые существовали в реальности, но на их фоне мы придумывали свою дизайнерскую вещь, которая, в принципе, могла существовать», — отмечает художник.
С таким же современным подтекстом было создано и платье, которое дарит Матильде в свой день рождения Николай. Лимонный цвет, золотая вышивка, подбивка шлейфа холодным розовым — историческое сочетание цветов, которое при этом смотрится ультрасовременно.
Однако сложнее оказалось одеть даже не Матильду, а Николая II, который почти всё время ходит в военном мундире: выяснилось, что современное сукно совершенно не подходит для военных костюмов, потому что не имеет никакого отношения к материалу, существовавшему в конце XIX-го века.
Отдельная тема выставки — украшения. «Подарки Наследника были хорошие, но не крупные», — вспоминала Кшесинская в своих мемуарах. «Первым подарком Николая был золотой браслет с большим сапфиром и двумя бриллиантами, на котором я выгравировала две особенно дорогие мне даты — нашей первой встречи в училище и его первого приезда ко мне».
Современную версию тиар и колье, которыми осыпал Николай II свою возлюбленную, создал ювелир Пётр Аксенов. Сын иконописца, который так умело трансформирует тоску по безвозвратно ушедшей дворянской России в ювелирные шедевры. Он с энтузиазмом отнёсся к идее раскрыть образ героинь фильма через драгоценности. «Кшесинская огромное внимание уделяла украшениям и платьям. Она верила в силу первого впечатления и на сцене и в жизни предпочитала эффектные появления», — говорит ювелир.
В созданной для фильма коллекции «Матильда» около двадцати пяти предметов: тиары, эгреты, броши, серьги и колье. Украшения помогли в фильме раскрыть тему соперничества невесты и любовницы за сердце царя. Элегантная красавица с фарфоровой кожей и печальными серыми глазами, Александра Федоровна предпочитала романтический жемчуг, поэтому для её героини было изготовлено нежное ожерелье в два ряда жемчужин с белыми сапфирами. Её любимым цветком был ландыш, и Аксенов для неё создал усыпанную этими невинными цветами камею.
Роковая, порывистая в движениях брюнетка с огненным взглядом, Матильда, напротив, обожала блеск и сияние драгоценных камней. И вызывала немалую зависть коллег по цеху тем, что блестяще танцуя партии заморских принцесс и царевен, крутя первой в России свои знаменитые 32 фуете, вместо бутафорских драгоценностей прикрепляла к корсажу россыпи настоящих. Она почти не расставалась с массивным ошейником из бриллиантовых кругов, с вычурным колье из бантиков — подарком Николая, которые появляются в фильме. Но на основе её мемуаров Аксенов создал и оригинальные вещи, например, ласточку-трансформер: драгоценную птичку с распахнутыми крыльями можно носить на тонком ободке на голове или на лифе платья как брошку.
Всё это великолепие можно было представлено на выставке и я, Друзья, с удовольствием делюсь впечатлениями с вами — в формате «фотоотчёта».
Друзья, на сегодня всё, я прощаюсь с вами. Желаю вам культурного обогащения при посещении музеев нашей замечательной Москвы.
До новых встреч на страницах «Блог Татьяны Козловой»! Follow me!
Артиллерийский двор в Москве
Библиотека им. А.П. Боголюбова — особняк А.П.Боголюбова
Гуляйте по Москве
Интересные места в Архангельском переулке Москвы
Посольские особняки. Москва.
О Храмах Москвы разных конфессий
Храм Василия Блаженного
Чемпионат Мира по футболу 2018 ЭТО ИНТЕРЕСНО Читайте в рубрике «Искусство и культура» Блога Татьяны Козловой:
Айвазовский. Мастер русской марины.
Багатели Кандинского.
Василий Кандинский … Красота беспредметного искусства…
Вертограды Михаила Шварцмана .
Картины «двойники»
Кранах Лукас старший
Конструктивизм и зимняя Олимпиада 2016
Лев Бакст. Русские сезоны
Москва сквозь века
Новая реальность. Андеграунд.
Оттепель
Пиранези. Бумажная архитектура.
Ростовская финифть. Народный промысел.
Кейичи Танаами «Land of Mirrors / Страна зеркал»
Фантасмагория Иеронима Босха.
Фёдор Рокотов. Материализованный портрет души ЭТО ИНТЕРЕСНО Путешествуйте по миру, Друзья! Читайте в рубрике «Путешествия» моего Блога:
Королевство Камбоджа (Кампучия).
Великолепный Будапешт. Венгрия.
Венгерский Токай
Кофейни Будапешта
Рыбацкий бастион Венгрии ЭТО ИНТЕРЕСНО Исследуем родные просторы в рубрике «Путешествия» и «Искусство и культура».
Достопримечательности Владимира
Суздаль. История Руси. Зарисовки ЭТО ИНТЕРЕСНО Восхищаемся удивительным многообразием природного мира
Дайвинг. Обитатели Красного моря
Тропическая зима. Аптекарский огород. Ботанический сад МГУ.