Фёдор Рокотов

Фёдор Рокотов Материализованный портрет души…..

Друзья, всем привет! Сегодняшний мой блог в рубрике «Искусство и культура» посвящается тем, кто не смог попасть на выставку — собрание полотен Фёдора Рокотова, проходившую весной этого года. Но, пожалуйста, не огорчайтесь — ведь полотна Рокотова есть и в постоянной экспозиции Государственной Третьяковской галерее :0).

Татьяна Козлова. На выставке Ф.Рокотова
Татьяна Козлова. На выставке Ф.Рокотова

И сегодня у нас с вами будет необычная встреча…. — без иллюстраций. «Но как?»,- скажете вы.- «Как можно говорить об искусства, полотнах художника не видя их???» Друзья, извините, что нет фото — к сожалению, нельзя было снимать на выставке (а из инета качать не хочу), поэтому мы с вами будем привлекать всё наше воображение, фантазию, воспоминания для восприятия прекрасного :0).

Итак, следуйте за мной к Фёдору Рокотову….

… Передача тона…. «светоцвет» — главное средство того времени — слияние портрета с фоном. Это показывает единство, снимает реальность объема и трехмерности, таким образом, всё направлено только на восприятие внутреннего мира героя портрета. Это сознательный приём, вот только присмотритесь к портрету А.М.Римского-Корсакова. Левое плечо практически «не читается» на картине, оно размыто, уходит в фон портрета. И какой же эффект? — мы с вами полностью сосредотачиваемся на лице, на «внутреннем» портрете героя….
Ещё пример. Портрет неизвестной дамы в розовом: весь портрет решён в едином стиле… и цвет — только розовый и даже фон портрета — тоже розовый. Моя фотка в постЕ как раз подле репродукции этой картины :0).

Друзья, очень интересный факт — Рокотов был первым портретистом, который сам продумывал всю композицию картины и выставлял свет! А так как он писал «интимный» портрет — портрет души, то свет выставлялся таким образом, чтобы он мягко падал именно на лицо и наиболее выгодно подчеркивал черты лица героя картины.

В те времена были очень распространены парные портреты — портрет супругов обязательно подле друг друга, а значит, — это единая композиция, соответственно, Рокотов продумывал, как они будут смотреться рядом, как будет играть и сочетаться цвет и свет. Причём, «муж» — это всегда рацио, с четкими цветами — синий и зеленый, броский пурпурный, которые непременно сгармонизированы «женой» — мягкостью и нежностью, цветами — розовым жемчужным сливочным.

Невозможно определить официальный статус героя картины, контур лица расплывается (портрет Воронцова), но очень тонкая живопись фона — одухотворенная среда — пишем ауру героя портрета. Грунт картины выбран тоже не зря — охра- теплый и поэтому создаётся ощущение «подсвечивания» золотистым сиянием.

Это интересно:   Портрет Н. Струйского, биографию рассказывать не буду (вы её и без меня легко найдёте в инете), расскажу о том, что не пишут в сети — о забавных фактах его жизни. Писал стихи, считал их гениальными и заставлял всех своих близких и друзей слушать их декламацию :0). Во время чтения он входил в тай раж, что начинал щипать своих слушателей :0). Вот, Друзья, приходите вы так-с сказать на званый ужин-с, а вас тут щиплют-с.
Печатал свои стихи на шелке и непременно золотом и отсылал Екатерине, а она хвасталась перед иностранными послами — смотрите какие книги печатают у нас в провинции (что ж в столице-то делается :0)! Ещё интересный факт -портрет Струйского был смыт при ранней реставрации ( ну, не умели в прошлые времена реставрировать полотна), поэтому портрет кажется немного «размытым».
И ещё факт про Струйского. Он просто-таки обожал Екатерину и, узнав о её смерти, впал в забытьи, и умер через 2 дня, так и не придя в себя. Г-жа Струйская родила своему супругу 19 детей, один из которых является прародителем поэта Полежаева (!) (19 век).

В 80 годы любимый формат портрета Рокотова — овальный, начался период классицизма, который повлиял на Рокотова — усиливается момент конкретики, дамы на его портретах уже более «холодные» и отстраненные. Меняется художественная система — портрет Суровцевой в утреннем туалете, присмотритесь, Друзья, здесь уже сочетаются локальные и тональные эпизоды (тонкие кружева и яркий бант), чётко «читается» аристократизм в живописной манере.

Это интересно:   На что ещё стоит обратить внимание? Вот, например, прототип героини «Пиковой дамы» Пушкина — портрет Е.А. Голицыной 1790~
А ещё — прабабушка Пушкина — также запечатлена кистью Рокотова — Сарра Юрьевна Ржевская.
Большинство портретов поясных.

Рокотов Фёдор Немного о художнике.
Это интересно:   Рокотов считается самым крутым и таинственным портретистом совей эпохи (XVIII в). Что таинственного в Рокотове и примечательного в полотнах Рокотова? А вот: например, до сих пор витают тайны вокруг происхождения Фёдора Рокотова – то он – крепостной, получивший вольную, то – он незаконнорождённый сын известных фамилий :0), то – он из «простых», самоучка, достигший таких высот в искусстве. Кстати, даже дата его рождений по сих пор – загадка.

Эта выставка собрала уникальную коллекцию картин со всей России. Т.к. Рокотов был , как я уже писала, известен и вхож в дома самых влиятельных лиц той эпохи, то полотна ему заказывали по всей Руси, соответственно его картины можно найти во многих музеях нашей Родины. И вот опять тайна – как говорят историки, не все полотна признаны за Рокотовым, вроде бы и подпись стоит «по сырОму», и стиль его, и композиционность его, но есть мнения, что картины выполнены не Рокотовым, а его учениками, которых было много.
На выставке была сделана просто уникальная подборка – полотна Рокотова вместе с предметами интерьера той эпохи + книги + на мой взгляд, самое уникальное — это картины родовых имений, размещённые рядом с портретами владельцев кисти Рокотова. Картины старой Москвы — сейчас это центральные части города Тверская застава, Петровский дворец, сады в Кузьминках… :0). Зал экспозиции совсем маленький — даже не верится, как здесь могли поместиться около 40 картин.

Друзья, если вы пойдёте знакомиться с полотнами Рокотова, то позвольте, я дам вам рекомендацию: не стесняйтесь, смотрите и рассматривайте портреты Рокотова «нос к носу» — по возможности, близко-близко. Почему? Это уникальный случай разглядеть все «краски души» портрета.
Всем любителям Русской истории, всем, кому интересен портрет (собирательный образ) великих той эпохи, советую – сходите в Третьяковку на Лаврушенском.
Желаю вам, Друзья, «разноцветных» впечатлений при соприкосновении с прекрасным!

До встречи в рубрике «Искусство и культура» блога Татьяны Козловой!
Follow me Art and Culture!

О программе Admin

Смотрите также

Москва сквозь века

Москва сквозь века Друзья, всем привет! В Москве, в Инженерном корпусе Третьяковской галерее проходит замечательная …