Кранах. Искусство и культура.
Друзья, всем привет! Всем любителям немецкой живописи расскажу сегодня о выставке, которая проходила в Москве, в Пушкинском музее , уникальная выставка Кранахов. Почему уникальная? Экспозиция собрала не только картины, но и гравюры + произведения привезли на выставку из нескольких крупных музеев мира, т.е. это была не постоянная экспозиция.
Я шла на Кранаха исключительно из-за гравюр, почему?- расскажу чуть позже, хотя картины, безусловно стОят внимания и о некоторых из них я также расскажу.
Немного исторической справки.
Кранах Лукас старший немецкий живописец и график. Настоящее имя Лукас Веймар (1472-1553), из места Кронах, и, как вы видите, Друзья, псевдоним взят по месту рождения, изменена только одна буква (КрОнах — КрАнах). Он много путешествовал и точно известно, что находясь в Вене, в 1504 году он стал подписывать свои картины как Кранах.
Родился живописец в семье художника и как я вам писала и про Босха (смотрите мой блог о нём) , он также знал плотницкое ремесло. Может именно поэтому у него такие классные неповторимые гравюры по дереву.
Опять вернусь к Босху, Кранах как и Босх, жил в тот же период и был «пропитан» теми же взглядами на жизнь, религию, он также видел на улице публичные казни и пытки — это нашло своё отражение в картинах и гравюрах художника.
Кранах немногий из художников, кто согласился быть придворным художником.
Вот вы скажете: «Ну, что, здорово! Сыт, обут, жилье, питание, да и краски, и холсты оплачиваются. Да, и ещё! — жалованье «бежит»!». Всё вроде бы хорошо…но… художник, служивший при дворе (или другом знатном лице) не имел права даже подписывать свои картины, был «намертво привязан» к своему хозяину, порой не имея возможности писать в своём стиле, и те сюжеты, которые сам считал нужным.
Но посмотрите, Друзья, что с Кранахом. Его пригласил ко двору Фридрих Мудрый. Кранах был, по сути, биографом курфюрста и делал это талантливо. Поэтому в 1506 году получил охранную грамоту (авторские права по-нашему :0) ) с возможностью ставить свою монограмму, в 1508 получает дворянство, приобретая с ним и свой фамильный герб — дракон с распростёртыми крыльями. Сейчас поймёте зачем я вам так об этом подробно рассказываю.
Итак, гравюры….
Как я вам уже рассказала, Кранах сам работал с древом и любил сам резать гравюру (в отличии, например, от Дюрера). Он один из первых стал применять печать с двух досок: одна давала черный рисунок, вторая — цветовой тон. Вот, например, итальянская техника гравюры другая — там на одну доску попеременно наносятся краски. «Подкрашивая» гравюру он привнёс в неё свет, жизнь, если хотите :0). Т.к. свои картины он практически не подписывал, то оттиск автора ставил на гравюре. И… , представляете , Друзья, он зачастую неправильно вырезал на доске своё имя -в зеркальном отражении :0) и вы это увидите на некоторых его работах — «перевёрнутую» подпись. Кстати, монограмм и него было около 5 — вы увидите их на гравюрах. Интересный, на мой взгляд, факт о гербе художника, помните, дракончик? Так вот, после смерти брата, Кранах стал ставить оттиск герба, на котором дракончик был уже со сложенными, не распахнутыми крыльями….
Т.к. он был первоклассным резчиком, то гравюры очень тонко «прорисовывал», в них много деталей, их хочется рассматривать.
И, Совет — делайте это «нос к носу», как я вам рекомендовала рассматривать картины Рокотова (смотрите мой блог «Искусство и культура»). Именно так вы и увидите все нюансы произведения. Оно того стОит — Кранах в них отражал реальную жизнь, реальные пейзажи, реальную местность и реальные сюжеты обыденного уклада горожан.
Гравюры «Первый турнир» и «Второй турнир» (см. фото) носят светский характер. Кроме центральной композиции много жанровых сцен. Присмотритесь, на заднем плане «царская ложа» Фридриха украшена гобеленом, это было модно, но рисунок (сюжет) гобелена-то реально принадлежал Кранаху :0), вот на «Втором» турнире гобелен хорошо видно — Самсон, разрывающий пасть льва (существует одноименная гравюра) . Есть версия, что и сам гобелен был из дома Кранаха. Ведь, кстати, Кранах был весьма богат: 3 больших дома, огромная мастерская, типография, аптека.
Гравюра «Святой Христофор», извините, Друзья, фото не сделала :0(, а из интернета качать не хочется- олицетворяет символ борьбы за обновление церкви, примечательна тем, что идут споры о её создании. Она датирована — есть герб художника и саксонский герб 1506, при этом помним, что такое право он получил только в 1508г.
Гравюра «Венера и Амур» (см. фото) является «прототипом» картины «Венера и Амур» (см.фото) .
И вот именно с этой гравюры хочу перейти к картинам.
«Венера и Амур» (см.фото). Кранах (при всей его религиозности) пишет обнажённое тело. Самое забавное, что для этого ему требуется помощь итальянского мастера-консультанта по «написанию обнаженного тела» :0). Ведь в эпоху Кранаха тело пишется только если это религиозный сюжет (вспоминаем и Босха). Что ж необычного в «подаче» обнажённого тела между немецким и итальянским художниками? Итальянцы делают акцент на духовности, «небесной любви» — истина не нуждается в прикрытии. Но Кранах, к счастью, привносит в античность и своё видение, поэтому Венера немного эклектична что ли :0) — чуть нарушены пропорции тела, изгибы, лицо…. Кранах понимал, что сюжет вышел скорее эротичным, чем религиозным, именно поэтому картина сопровождается текстом «Всеми силами гони сладострастие Купидона, чтобы твоей ослеплённой душой не овладела Венера.» У картины очень, на мой взгляд, интересный эффект — она как будто источает солнечный свет… , при этом выставлена в чёрной раме. В картине много символики, вот, например, бусы Венеры из жемчуга — символ пены морской. У Амура бусы красные -цвет страсти, коралловые — сын Венеры, вышедшей из пены моря. Листочек на картине (очень похож на прикреплённый стикер) — герб художника нанесён.
Вообще, в картинах Кранаха символика повсюду (как и у Босха). Можжевельник и ель как символ долголетия. Яблоко, гранат, фига как символ Библейской истории Адама и Евы. Источники воды как символ божественного нескончаемого источника. Друзья, а вот ещё, думаю, вам будет интересно :0)!
Психология и символика на картинах Кранаха: куропатка — воплощение меланхолика; кролик, по мнению художника, соответствует сангвинику; олень — это флегматик и лев- холерик :0).
Если, Друзья, вы немного знакомы с Библейскими мотивами, то вам будет интересно «читать» картины Кранаха…, вот, в частности, «Ветхий и Новый заветы» — очень рекомендую.
Если говорить о светских картинах, здесь обратите внимание на женский портрет «Портрет неизвестной» (см.фото) там много тенденций той эпохи (оооочень стянутая корсетом талия, буфы на рукавах, вырез платья «каре», пышная юбка, деревянные (!) бусы, высокий лоб «модели», тонко выщипанные брови, распущенные волосы незамужней девушки).
Думаю, что мне не нужно вам всё подробно рассказать о всех картинах и гравюрах.
Предлагаю вам самостоятельное увлекательное путешествие по миру Кранаха!
Уверена, каждый из вас сможет найти, открыть, понять что-то для себя — новое необычное загадочное откровенное :0).
Желаю вам, Друзья, хороших, богатых позитивными эмоциями познаний искусства Кранаха!!!
Следуйте за мной в мир Искусства и культуры. Follow me.