Москва сквозь века
Друзья, всем привет! В Москве, в Инженерном корпусе Третьяковской галерее проходит замечательная выставка, посвященная Москве — «Москва сквозь века». Вы увидите потрясающие картины и «классиков» живописи Сурикова, Васнецова, Саврасова, Поленова, Маковского, и работы художников 1920-30 гг. Пименова, Дайнеки, и более картины позднего времени Назаренко, Нестерова. Выставлены старинные иконы. Я получила большое удовольствие.
На фото: «Московский дворик», 1878 , холст, масло, В.Поленов.
Это самое знаменитое полотно Поленова.
Изображены двор и торец дома на углу Трубниковского и Дурновского переулков во владении Н.Л.Баумгартена. Там художник снимал квартиру во флигеле. Рядом видна церковь Спаса Преображения на Песках. На заднем плане справа — церковь Святителя Николая в Плотниках, расположенная на перекрёстке Никольского переулка и улицы Арбат.
«Московский дворик» — полотно Поленова, сделавшее его имя известным сразу после открытия 6-ой выставки Товарищества передвижных художественных выставок, где оно было впервые представлено. Художник передал обаяние облика и уклада жизни Москвы XIX столетия, отражённое во многих воспоминаниях : «Вы видите палаты вельможи подле мирной хижины ремесленника, которые не мешают друг другу, у каждого своя архитектура, свой масштаб жизни; ходя по Москве, вы не идёте между двумя рядами каменных стен, где затворены одни расчёты и страсти, но встречаете жизнь в каждом домике отдельно (Вистенгоф, Очерки Москвы, 1842).
На фото выше: «Московский трактир», 1916, холст,масло, Б.Кустодиев.
Трактиры — непременная составляющая московского быта XIX-начала XXв. Прислуживали в этих заведениях характерно одетые половые — в белых штанах навыпуск и рубахах с косым воротом, подпоясанных красными поясками с кисточками. Трактиры были разного ранга, но, как правило, одинаково устроены: кроме кабинетов в них имелось как минимум два зала — один для благородной публики, второй — попроще. Самым известным в ту пору слыл трактир Тестова и «Лондон» в Охотном ряду. На картине представлено чаепитие городских извозчиков, традиционно облачённых в синие кафтаны.
На фото выше: «Обед», 1875, холст, масло, Этюд для картины «Толкучий рынок в Москве», В.Маковский.
На фото выше:«Алексеич»,1881, холст,масло, К.Маковский.
Изображён характерный московский тип старого слуги. Алексеич начинал служить ещё в доме отца художника.
На фото выше: «Развал», 1864, холст, масло, Е.Сорокин.
Считается, что Сорокин изобразил развал на Смоленском рынке (ныне на этом месте начало улицы Арбат). Рынок возник вскоре после чумы 1777 года: во избежание распространения заразы торговать подержанными вещами разрешено было только на нём по воскресным дням. В 1820 -х годах, сильно расширившись — от Сенной площади до Проточного переулка, он работал ежедневно и, так же как знаменитая Сухаревка, был средоточием торговли антикварными и художественными произведениями и хозяйственной утварью. На картине Сорокина — живописная смесь самых разных товаров. Старинные церковные иконостасы соседствуют с коронационными портретами императора Александра II и императрицы Марии Александровны, портретом полководца Суворова, гипсовыми бюстами писателей И.Крылова и А.Пушника. Тут же — свежеизготовленная продукция бондарей и шорников: бочки, ведра, конская утварь. На заднем плане возвышается церковь, которая выглядит очень «московской». В действительности она не похожа ни на один из окружавших Смоленский рынок храмов. Очевидно, созданный художником образ следует считать собирательным.
На фото выше:«Москва», 1989, триптих, холст, масло, Н.Нестрерова.
Со смотровой площадки на Воробьёвых горах загадочные на первый взгляд персонажи наблюдают сочинённый художницей городской пейзаж, состоящий из выстроенных в ряд высотных зданий Москвы. Это построенные в конце 1940-х-начале 1950-х годов и находящиеся в разных частях города гостиницы «Украина» и «Ленинградская», здание Министерства иностранных дел, дома на Кудринской площади и Котельнической набережной, на площади Красных Ворот. Невидимой для зрителя остаётся седьмая из сталинских высоток — здание Московского университета, ведь оно находится за спинами героев картины. В центре композиции — башня гостиницы «Пекин».
На фото выше:«Москва», 1982, триптих, холст, масло, О.Вуколов.
Трёхчастная композиция Олега Вуколова представляет три возраста столицы. Слева — средневековая Москва. Среди калейдоскопа деревянных домов, белокаменных стен, золотых куполов выделяются архитектурные доминанты Московского Кремля: колокольня Ивана Великого, Спасская башня, Успенский собор… На переднем плане — жизнь Замоскворецкой слободы. Первая часть триптиха рассказывает о Москве рубежа XVIII — XIX столетий. Оживлённый район на месте современной Моховой пестрит особняками, лавками и церквями. На заднем плане возвышаются купола храма Василия Блаженного. Между этими видениями прошлого — современная Москва, изображённая в центральной части триптиха. Будто глазами строителей — высотников обозревает художник панораму столицы: заснеженный Кремль, показанный теперь со стороны Красной площади, с узнаваемым зданием Дворца съездов, на горизонте — силуэт здания Министерства иностранных дел.
На фото выше: «Утро майское. У Большого театра», 1956, холст на оргалите, масло, А.Горский
Изображена площадь перед зданием Большого театра, где в сквере под липами прогуливаются люди в ярких праздничных нарядах. Картина датирована автором 1956-1984 годами, однако публика одета по моде 1950-х, форма стоящего спиной к зрителю милиционера — того же времени.
На фото выше: «Новая Москва»,1937, холст, масло, Ю.Пименов
На картине Юрия Пименова — стремительно меняющаяся Москва 1930-х. С площади Свердлова (Театральной) открывается вид на реконструированную улицу Охотный ряд. Составлявшие её когда-то торговые лавка и домишки, лепившиеся у Китайгородской стены, снесены. Справа, за зданием, в котором в 1935 голу был встроен вестибюль станции метро «Охотый ряд», виден Дом Союзов. За ним возвышается Дом Совнаркома ССС (1932-1935, архитектор Лангман), в котором сначала располагался Совет Труда и Обороны, ныне — Государственная дума. Слева, за домом, где размещался кинотеатр «Востоккино», виднеется громада гостиницы «Москва» (1933-1935, архитекторы Стаприн, Савельев, Щусев). Ещё одна яркая примета новой жизни — женщина за рулём. Пименову позировала его постоянная модель — жена, Наталья Бернадская. Изобразив её со спины, Пименов сделал зрителя участником картины, создал эффект присутствия в построенном по законам кинематографа кадре. Картина экспонировалась на выставке «Индустрия социализма», проходившей в 1939 году , и с тех пор стала «визитной карточкой» искусства 1930-х.
На фото выше: «Храм Василия Блаженного»,1913, холст, масло, бумажные наклейки, А.Лентулов.
Середина 1910-х годов — время расцвета таланта Аристарха Лентулова, когда он создал ряд больших по размеру композиций, ставших воплощением новых представлений о возможностях живописи. Среди них одной их лучших стала написанная в 1913 году картина «Храм Василия Блаженного». М.А.Лентулова в книге воспоминаний об отце писала: «Василий Блаженный» — это образ русской сказочной архитектуры. Прежде, чем написать эту картину, художник долго копил в себе впечатление о нём. Десятки раз ходил кругом него, запоминал его причудливые ракурсы. Следил за меняющимся, как в калейдоскопе, во время ходьбы положением отдельных главок. Художнику хотелось передать это впечатление от «Василия Блаженного», увиденного как бы сразу отовсюду, со всех сторон. Передать эту сказочность, эту безудержную фантазию формы и цвета на полотне». В этой картине художник ещё решительнее, чем в других работах, использовал коллаж, золотую фольгу, из которой вырезает звёзды для куполов.
На фото выше: «Страстной бульвар», 1925-26, холст, масло, Н. Шифрин.
Перед нами начало Страстного бульвара, с ещё существующим Страстным монастырём и памятником А.С.Пушкину на противоположной стороне улицы. Однако в центре внимания мастера — то, что происходит в одном из прилегающих к бульвару дворов. На заднем плане, на стене одного из домов помещён большой плакат — «Да здравствует смычка студентов с рабочими завода «Динамо»».
Друзья, на сегодня всё, я прощаюсь с вами. Желаю вам культурного обогащения при посещении музеев нашей замечательно Москвы.
До новых встреч на страницах «Блог Татьяны Козловой»! Follow me!
Артиллерийский двор в Москве
Библиотека им. А.П. Боголюбова — особняк А.П.Боголюбова
Гуляйте по Москве
Интересные места в Архангельском переулке Москвы
Посольские особняки. Москва.
О Храмах Москвы разных конфессий
Чемпионат Мира по футболу 2018 ЭТО ИНТЕРЕСНО Читайте в рубрике «Искусство и культура» «Блога Татьяны Козловой»:
Айвазовский. Мастер русской марины.
Багатели Кандинского.
Василий Кандинский … Красота беспредметного искусства…
Вертограды Михаила Шварцмана .
Картины «двойники»
Кранах Лукас старший
Конструктивизм и зимняя Олимпиада 2016
Лев Бакст. Русские сезоны
Новая реальность. Андеграунд.
Оттепель
Пиранези. Бумажная архитектура.
Ростовская финифть. Народный промысел.
Фантасмагория Иеронима Босха.
Фёдор Рокотов. Материализованный портрет души ЭТО ИНТЕРЕСНО Путешествуйте по миру, Друзья! Читайте в рубрике «Путешествия» моего Блога:
Королевство Камбоджа (Кампучия).
Великолепный Будапешт. Венгрия.
Венгерский Токай
Кофейни Будапешта
Рыбацкий бастион Венгрии ЭТО ИНТЕРЕСНО Исследуем родные просторы в рубрике «Путешествия» и «Искусство и культура».
Достопримечательности Владимира
Суздаль. История Руси. Зарисовки ЭТО ИНТЕРЕСНО Восхищаемся удивительным многообразием природного мира
Дайвинг. Обитатели Красного моря
Тропическая зима. Аптекарский огород. Ботанический сад МГУ.