© Блог Татьяны Козловой
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено.
При согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс.
Автор статьи — Татьяна В. Козлова
Оттепель.
свобода… ожидание новых открытий…. дыхание полной грудью… гордость за мою страну…
Друзья, посетите выставку! Её — какая-то праздничная, атмосфера, точно не оставит вас равнодушными к нашей истории. Здесь вы увидите уже знакомые и знаменитые полотна художников, работы авангардного направления (о многих я вам уже даже писала), графика, масло, гравюра, офорт, предметы быта :0) … — для каждого найдётся объект «любования» , дискуссии, отвержения или восторга! И ещё много уникальных фотографий, плакатов времён 1953 — 1968 …
Выставка «Оттепель» охватывает период с 1953 года, когда после смерти Сталина объявили первую амнистию политических заключенных, и до 1968 года, когда ввод советских танков в Чехословакию окончательно развеял иллюзии о возможности построения социализма с «человеческим лицом».
Вместо культа личности и культа героев — «лучших людей» Советской страны — в период оттепели преобладают интерес к индивидуальности и понимание ценности каждого человека, хотя его индивидуальность непременно должна раскрыться в коллективе. Вопрос соотношения частной и общей жизни становится одним из главных и часто задаваемых вопросов этого времени.
Стиль этого времени имеет ярко выраженные признаки , историки говорят, что он представляет собой оригинальный вариант советского модернизма, 1960-х, развитие которого стимулировалось достижениями науки.
И правда — космос и атом — как самая большая и самая малая величины — определяют диапазон мышления шестидесятников, устремленных в будущее, которое наступит уже завтра…
Экспозиция выставки состоит из семи разделов: «Разговор с отцом», «Лучший город Земли», «Новый быт», «Международные отношения», «Атом и космос», «Освоение», «В коммунизм!».
Выставка объединяет 500 работ более чем из 50 музеев и частных собраний!!!
Открывает выставку блок «Разговор с отцом».
Он посвящен Великой Отечественной Войне. Процессы реабилитации во второй половине 1950-х — начале 1960-х годов побуждали говорить правду в публичной жизни.. История оттепели — это история процессов реабилитации, которые начались сразу же после смерти Сталина. В том же году начали работать комиссии по реабилитации политзаключенных — живых и мертвых — на основании заявлений родственников. Публичные реабилитации случались крайне редко. С утверждением Хрущева на посту главы государства и особенно после его секретного доклада о культе личности Сталина и массовых репрессиях на XX съезде КПСС (25.02.1956) процессы реабилитации ускорились.
В изобразительном искусстве в период оттепели отыскать что-нибудь на тему репрессий крайне трудно, к этой теме художники обратились уже только в период перестройки…
На мой взгляд, картина Гелия Коржева (смотрите фото ниже) здесь «звучит» как-то по-особенному пронзительно… Художник несколько раз просился на фронт, но получал отказ. Образ солдата и тема сопричастности к войне становятся ключевыми для Коржева, а также для «детей войны» — шестидесятников. О Гелие Коржеве читайте в моем блоге.
На фото выше: «Шинель и сапоги», Г.М. Коржев, картон, масло, 1950-е, Москва, Институт русского реалистического искусства.
«Лучший город Земли».
Генеральный план реконструкции Москвы был утвержден ещё в 1935 году, однако война приостановила его реализацию. Проекты эпохи оттепели носили не менее масштабный характер, чем возведение сталинских высоток или перемещение домов на улице Горького. Борьба с декоративными излишествами, необходимость экономии и желание соответствовать мировым стандартам в совокупности определили модернистскую ориентацию не только «оттепельной», но и всей позднесоветской архитектуры. Тогда был построен проспект Калинина, возведён Дворец съездов в Кремле, Останкинская телебашня. Характерным элементом зданий стали гигантские окна-витрины. И параллельно с возведением общественных зданий страна решает жилищную проблему: запускается масштабная программа по строительству бесплатного массового жилья.
На фото выше: «Прорубают проспект Калинина» , фотограф Д.Н. Балытерманц, 1963, Москва, Мультимедиа Арт Музей.
С начала 1960-х городское население начинает преобладать над сельским, что приводит к изменениям в менталитете и культуре. Город в эпоху оттепели — это основное «место действия», он становится лирическим героем, а режиссеры и поэты воспевают город в фильмах «Я шагаю по Москве», «Мне двадцать лет», «Июльский дождь», песнях «Лучший город Земли» (в исполнении М.Магомаева) , «Добрый вечер» (в исполнении Л. Мондрус) , а Юрий Пименов посвящает живописную серию «Новые кварталы» (смотрите на фото ниже).
На фото выше: «Свадьба на завтрашней улице» , из серии «Новые кварталы», Ю.И.Пименов, холст, масло, ГТГ.
С картины «Свадьба на завтрашней улице» начинается серия «Новые кварталы», за которую Пименову в 1967 была присуждена золотая медаль Академии художеств СССР. Художник, используя импрессионистические приемы, обращается к бытовой лирике. Его интересуют романтика новоселий, свадеб, свидания на фоне арматурных балок, грузовиков и новых блочных домов (позже названных «хрущевками»).
На фото выше : «Ливень», из серии «Новые кварталы» , Ю.И.Пименов, холст, масло , 1963, ГТГ, Москва.
На фото выше : «Лирические стихи», из серии «Новые кварталы», Ю.И.Пименов, холст, масло, 1965, Курская государственная картинная галерея имени А.А.Дайнеки.
На фото выше: «Конструкторы» , И.Г.Степанов, холст , масло, 1967, Москва, Институт русского реалистического искусства.
На фото выше: Предметы из чайно-кофейного сервиза «Растут города», 1967.
«Поэт и город».
Массовое увлечение поэзией в период оттепели было обусловлено несколькими факторами. Стихи давали возможность проникновенного личного высказывания. В начале 1950-х в издательской и писательской среде велись дискуссии о падении продаж поэтических сборников и стимуляции читательского спроса. Так возникла идея организации Дня поэзии по образцу дней поэзии, которые проводились с конца 1930-х в США. В Москве первый такой праздник состоялся 11.09.1955 , когда в центральных книжных магазинах выступали известные и начинающие поэты, они читали стихи, представляли свои книги и общались с покупателями. Публичное чтение стихов приобрело невероятную популярность : поэты выступали на вечерах в Политехническом музее и различных домах культуры, постоянным местом встречи стал памятник Владимиру Маяковскому на Площади Маяковского (ныне -Триумфальной). Памятник поэту ассоциировался с образом бунтаря, бросающего вызов городу и миру.
На фото выше : Отражение зала выставка в «Портрет Маяковского» Ю.Могилевский , бумага, линогравюра, 1959 , ГТГ, Москва. Линогравюра Могилевского стала одним из самых узнаваемых графических образов В.В.Маяковского. Этот портрет висит в квартире Кольки из фильма «Я шагаю по Москве» (1963) Г.Н.Данелии, на стенах в фильмах Ф.В.Довлатяна «Здравствуй, это я!» (1965) и М.М.Хуциева «Застава Ильича» (1964)… Позже Московский академический театр имени Вл.Маяковского сделал эту линогравюру своей эмблемой.
«Новая реальность».
Творческая студия Элия Белютина получила официальный статус в 1954 . Позже за ней закрепилось название «Новая реальность». Среди учеников были графики, оформители книг, иллюстраторы, художники по тканям, архитекторы. Элий Белютин занимался изучением истории художественного преподавания и впоследствии разработал свою методику обучения. Дорогие Друзья, подробнее о студии «Новая реальность» можно прочитать в моём блоге.
На фото выше: «Женщина с ребёнком» , Э.Белютин, холст, масло, 1958, ГТГ, Москва.
«Атом — Космос».
Полеты в космос и расщепление атома создавали ощущение безграничных возможностей науки. Распространение высшего образования и развитие научных институтов породили новых героев времени — студентов и ученых. В 1954 году была запущена Обнинская АЭС — первая в мире промышленная атомная электростанция. В 1957 году в Объединенном институте ядерных исследований в Дубне построен синхрофазотрон, самый мощный ускоритель своего времени. В этом же году спущен на воду атомный ледокол «Ленин». С запуска в 1957 году «Спутника-1» космос завладел умами и стал одной из главных тем в советской культуре, затронув не только живописные или поэтические произведения. Но и дизайн бытовых предметов и приборов.
На фото выше: «Встреча Юрия Гагарина. Ленинский проспект. Москва», фотограф Н.С. Грановский, 1961.
На фото выше: макет «Передвижная АЭС ТЭС-3», 1965. Масштаб 1:10, п\я 45, металл, дерево, стекло органическое, Политехнический музей, Москва. Транспортабельная атомная электростанция была разработана в лаборатории «В» в Обнинске для обеспечения электроэнергией военных и гражданских объектов в труднодоступных районах Сибири и Крайнего Севера. На четырёх самоходах располагались водо-водяной реактор, парогенератор, турбогенератор, пульт управления. Мобильность установки обеспечивалась гусеничными шасси, созданными на базе тяжелого танка Т-10, также была возможна транспортировка на железнодорожных платформах. В 1961 году ТЭС-3 вступила в опытную эксплуатацию.
На фото выше: Микроприемник «Микро» , 1965, металл, пластмасса, Политехнический музей, Москва. Транзисторный приёмник «Микро» был уникальной разработкой советских инженеров Научно исследовательского института точной технологии, основанного в 1963 в Зеленограде в связи со ставкой на микроэлектронику как науку будущего. Для зеленоградского завода «Ангстрем» «Микро» стал первым опытом массового производства, выпускался также он и на экспорт. Н.С.Хрущёв дарил это чудо советской микроэлектроники как идеологический сувенир, например, его получили президент Египта Г.А.Насер и королева Великобритании Елизавета II.
На фото выше: «Пчела», А.Р.Брусиловский, бумага, тушь, коллаж, 1963, собрание М.Алшибая.
Друзья, вот ещё на каком моменте хочу остановиться. В 1965 редакция журнала «Техника — молодёжи» отправила письмо английскому писателю — футурологу А.Кларку с просьбой написать статью для издания. Кларк ответил, что на данный момент находится вдали от дома , работая с С.Кубриком над фильмом «2001 год: Космическая одиссея», потому подходящую статью прислать не может. Но Кларк посоветовал посмотреть его недавно вышедшую книгу «Контуры будущего». «Приводимая здесь таблица, конечно, не может быть принята слишком всерьез, но она вместе с тем представляет определённую ценность — достаточно поучительно экстраполирует прошлые научные достижения в будущее». Даже если она не служит для чего-либо другого, кроме краткого перечня того, что произошло на протяжении последних 150 лет, то и в этом случае убеждает каждого, что никакое воображение не позволяет предсказать будущее далее 2 100 года. Я также не пытаюсь этого сделать» (А.Кларк)
На фото выше : «Контуры будущего», иллюстрации из журнала «Техника — молодёжи» (1965. №6), автор таблицы А.Кларк, художники Р.Авотин,Р.Мусихина, Г.Кычакова.
Вот, пожалуй…., вот таким взглядом в будущее я хотела бы подвести черту под моим впечатлением от выставки «Оттепель»…
Что сказать вам ещё?
Друзья, если всё-таки по каким-то причинам вы останетесь равнодушны к выставке, помните, что сейчас в Третьяковке на Крымском работает сразу несколько выставок — зайдите туда. «Мужики и бабы», «Перезагрузка» — малюсенькую часть фотографий прилагаю. Ну и, конечно же, уникальная постоянная экспозиция: Попова, Гончарова, Малевич, Родченко, Машков, Петров-Водкин, Кустодиев … — да разве всех перечислишь!
И вот просто, ради эксперимента, попробуйте проанализировать какую-нибудь картину экспозиции, ну, например, «Незабываемая встреча» (см.фото ниже), Ефанов ВП, холст, масло, 1936-1937 (Постоянная экспозиция ГТГ). Друзья, вы только посмотрите как «подсвечено» красками лицо Хрущёва … , а теперь посмотрите на год написания картины…
На фото выше : «Незабываемая встреча» , Ефанов ВП, холст, масло, 1936-1937 (Постоянная экспозиция ГТГ).
На фото выше: «Пляшущая», Сомова ОК, скульптура, бронза, 1929 (выставка скульптур «Мужики и бабы»).
На фото выше: Фотография одного из залов выставки «Перезагрузка», какой интересный эффект… Как вы думаете, Друзья, организаторы выставки специально так организовали пространство или это — загадочное «совпадение»?….
На фото выше: «Павлин под ярким солнцем» , Гончарова НС, холст, масло, 1911 (Постоянная экспозиция ГТГ);
На фото выше: «Девушка с красным древком» , Малевич КС, холст, масло, 1932-1933 (Постоянная экспозиция ГТГ);
На фото выше: «Весна», Пластов АА, холст, масло, 1954 (Постоянная экспозиция ГТГ).
Друзья, на сегодня всё, я прощаюсь с вами. Желаю вам культурного обогащения при посещении музеев нашей замечательно Москвы.
До новых встреч на страницах Блог Татьяны Козловой! Follow me!
Артиллерийский двор в Москве
Библиотека им. А.П. Боголюбова — особняк А.П.Боголюбова
Интересные места в Архангельском переулке Москвы
Посольские особняки. Москва.
О Храмах Москвы разных конфессий ЭТО ИНТЕРЕСНО Читайте в рубрике «Искусство и культура» Блога Татьяны Козловой:
Айвазовский. Мастер русской марины.
Багатели Кандинского.
Василий Кандинский … Красота беспредметного искусства…
Вертограды Михаила Шварцмана .
Картины «двойники»
Кранах Лукас старший
Конструктивизм и зимняя Олимпиада 2016
Лев Бакст. Русские сезоны
Новая реальность. Андеграунд.
Пиранези. Бумажная архитектура.
Ростовская финифть. Народный промысел.
Фантасмагория Иеронима Босха.
Фёдор Рокотов. Материализованный портрет души ЭТО ИНТЕРЕСНО Путешествуйте по миру, Друзья! Читайте в рубрике «Путешествия» моего Блога:
Королевство Камбоджа (Кампучия).
Великолепный Будапешт. Венгрия.
Венгерский Токай
Кофейни Будапешта
Рыбацкий бастион Венгрии ЭТО ИНТЕРЕСНО Исследуем родные просторы в рубрике «Путешествия» и «Искусство и культура».
Достопримечательности Владимира
Суздаль. История Руси. Зарисовки