Вертограды Михаила Шварцмана.
Друзья, всем привет.
Рада приветствовать вас на страницах рубрики «Искусство и культура» моего блога.
Сегодня идём на выставку работ Михаила Шварцмана.
В январе в Московском музее современного искусства (ММОМ) проходила выставка «Вертограды Михаила Шварцмана». С опозданием, но пишу мои впечатления от выставки, т.к. работы художника представлены в различных музеях и вы их можете увидеть, а Государственный Русский музей представит коллекцию работ Михаила Шварцмана в Санкт- Петербурге на выставке в 2017 году, надеюсь, мой пост будет для вас некоторым ориентиром.
Название выставки (далее цитирую афишу выставки) — «Вертограды Михаила Шварцмана» — образно выражает иератическое искусство художника, и соответственно, логику построения выставки. «Вертоград» — древняя форма слова «Сад», а в христианской традиции «Вертоград» обозначает Райский Сад. Образ последнего, известный по старинным иконам (Никита Павловец, «Богоматерь Вертоград Заключенный»), будто бы вдохновлял Шварцмана на создание иератур, полных тайн, опыта и знаний Универсума».
Теперь давайте разберёмся.
Сначала с термином «иератизм». Он был введён Михаилом Шварцманом, а в переводе с греческого означает — «священный», философия «иератического искусства» начала формироваться еще в 60-х годах и в итоге выразилась в системе знаково-архитектонических кодов. Понимание это термина даёт и понимание техники исполнения работ Михаила Шварцмана. Он сформулировал собственное определение образа-знака: иература. Судьба иерата, по Шварцману, есть видение и познание того, что создал Бог, и воспевание его даров с помощью творчества.
Далее.
Относительно воплощения идеи «Сада», «Райского Сада» Михаила Шварцмана. На мой взгляд, Музей очень интересно представил «задумку» художника — идёшь по коридору, а то справа, то слева открывается вид на «Пальмовый лес», «Сад орнитолога», «Оранжереи памяти» и «Древо жизни» — каждый зал выставки был тематически оформлен. И так восемь залов Музея, они стали восемью ветвями по сторонам единой оси (коридору), вот такая метафора древесного ствола. Каждая ветвь — раздел со своей темой, взаимосвязанной с другими: «Кристалл», «Дом коллекционера», «Зеркальная перспектива знака», «Забытый заводской ангар», «Пальмовый лес», «Сад орнитолога», «Оранжереи памяти» и «Древо жизни». Таким образом, каждое произведение художника «нашло своё место», причастность к определённой истории, и это отлично помогло понимаю полотен.
На фотографии ниже — Один из залов выставки работ М. Шварцмана.
Давайте, Друзья, пройдёмся по некоторым тропинкам (ветвям) «Сада».
Вот, например, «Древо жизни». Дерево жизни, архесимвол мировых религий, оно собирает под своей кроной все темы искусства Михаила Шварцмана. Важно, что в древнееврейской каббале древо сфирот символизирует десять главных божественных сил, которые вместе с двадцатью двумя священными буквами иврита представляют план создания всех низших и высших существ. В сочетаниях мистика, алхимика, царя и врача Роберта Фладда древо сфирот принимает форму пальмы с опущенной вниз кроной. Очень интересный факт, что Древо сфирот в герметической традиции изображалось в виде многоэтажного дома, причём, Древо Жизни растёт беспрерывно…. (смотрите фотографию ниже — Эзотерический трактат Роберта Фладда . Разворот книги Роберта Фладда «Utriusque cosmic maioris scilicet et minoris metaphysica, phisica atque technica historia in duo volumina secundum cosmi differentiam divisa». Том I . 1617).
Поэтому в разделе «Древо жизни» были собраны не только работы Михаила Шварцмана на тему развёртывания, раскрытия появления чего-то нового, иерархий во Вселенной, но и работы молодых мастеров…
Что означает «Пальмовый лес»? Мировое Древо, Древо Жизни в христианскую эпоху отождествляется с образом Пальмы. Согласно Книге Бытия (Быт.,2,9), оно растёт посредине Сада Эдем, рядом с Древом познания Добра и Зла. В средневековой литературе Сад Эдем — Сад Любви, поэтому пальмовое древо — Древо Жизни: мировая ось и центр мира….. Уподобление пальмового дерева человеку вводится в культуру благодаря архитектурной практике. С античности колонна, классический ордер сопоставлялись с человеческим телом, его анатомией и пластикой. Со времён Средневековья храмовые колонны сравнивались и со стволами деревьев, в том числе и пальмовых. Известны примеры иммиграции в церковной и светской архитектуре целых пальмовых аллей. Визуальное подобие лесных просек готическим залам очень ценили в век Просвещения и романтизма. Архитектурные аллеи, тоннели из пальм обожали в театральной декорации эпохи барокко и Просвещения. В театральном контексте пальма воспринималась как символ праздника, триумфа. Ось Мира понимается и как стержень человеческой Истории…
На фотографии ниже «Лес» («Три пальмовые аллеи») Карло Галли Бибьена
«Зеркальная перспектива знака». Здесь речь идёт о четырёх типах иератур Михаила Швацмана. Первый тип конфигураций — вестники: они «заряжают всю структуру динамикой самооткрывающихся схождений и расхождений». Второй тип — древо: «строгая ось по центру формирует соотношение масс наподобие ствола и кроны с подчёркнутыми горизонтальными делениями». Образу Мирового Древа, собирающего в себе смыслы: ось мира, происхождение божественных сил, сад — повещен отдельный раздел. Третий тип конфигураций — мандала, — геометрический план, содержащий религиозно-философскую концепцию Вселенной». Четвёртый тип — прорыв, господство переходов.Все четыре иературы подчинены логике взаимопроникновений различных пространственных конфигураций. Одно направление может отражаться в зеркальной перспективной проекции, дабы явить нам бесконечность мира. Зеркальная перспектива знака в чём-то подобна обратной перспективе в иконописи. Не только мы смотрим на образ. Но и образ смотрит на нас. Пример из классической живописи — романтический пейзаж Юбера Робера «Фигуры в крипте» перспективный коридор подземной части собора выводит на свет, источник которого подобен Всевидящему Оку…..
На фотографии ниже — зал выставки работ художника. Посмотрите, Друзья, как «Всевидящее Око» пронизывает весь зал. Я намеренно не стала фотографировать картину вблизи, на расстоянии, мне кажется, эффект просто потрясает.
На фотографии ниже «Идея места» М.Шварцман.1988-1990, оргалит, темпера, Государственная Третьяковская галерея, Москва.
«Забытый заводской ангар». Эпоха, в которую жил Шварцман, вроде бы не соответствовала его поискам знаков духовных сущностей… Иературы Шварцмана причастны к авангарду, его производственной версии. С 1966 по 1985 год группа молодых дизайнеров под руководством Михаила Шварцмана разрабатывала товарные знаки для заводов лёгкой промышленности. Шварцман был главным художником Специального художественно-конструкторского бюро Легпрома РСФСР.На фотографии ниже — образцы торговых знаков предприятий лёгкой промышленности СССР, разработанные под руководством М.Шварцмана в 1966-1983, созданные в соавторстве с Б.Кузнецовым).
В 1963 году в вестибюле и библиотеке Московского инженерно-физического института (МИФИ) Михаил Шварцман и Григорий Дауман создали панно на тему мирного атома.
На фотографии ниже — М.М. Шварцман Г.А.Дауман, Рельеф в читальном зале библиотеки МИФИ. Цемент и смальтовая мозаика. 1963 . Панно очень красиво «переливается» красками под лучами света…
Художник исследовал философию Знака, понимаемого не в качестве декоративного элемента, а в плане структурообразующего элемента организации пространственно-временного континуума.
«Дом коллекционера». По мнению Шварцмана, именно фигура старьёвщика, коллекционера, архивариуса призвана «удерживать» единство мира…. Шаткие лестницы и узкие коридоры внутри многих композиций Шварцмана похожи на скрытый механизм со множеством клапанов, деталей план…. И этот загадочный дом — метафора — Хранилище Всего: Времени, Пространства, Бытия и Быта…(смотрите фотографию ниже).На фотографии ниже — «Жилой дом» А.Бродский, И.Уткин. 1983, офорт. Собрание И.Уткина и А.Бродского, Москва.
На фотографии ниже — «Смятение», М.Шварцман. 1985, оргалит, темпера. Собрание Иветы и Тамаза Манашеровых, Москва.
На фотографиях ниже — залы выставки работ М. Шварцмана.
Дорогие Друзья, как обычно, я оставляю вам место для самостоятельных путешествий по искусству художника, исследования его работ. Каждый раз, когда я пишу для вас блог о посещении мной выставки, напоминаю, Друзья, помните о времени, в котором «творил» Художник, так легче почувствовать его работы, разобраться в них.
Друзья, на сегодня всё, я прощаюсь с вами. Желаю вам культурного обогащения при посещении музеев нашей замечательной Москвы.
До новых встреч на страницах Блог Татьяны Козловой! Follow me, буду рада видеть вас снова, следуйте за мной на страницы рубрики «Искусство и культура», «Путешествия» «Окружающий мир» и др. моего блога.
Артиллерийский двор в Москве
Библиотека им. А.П. Боголюбова — особняк А.П.Боголюбова
Интересные места в Архангельском переулке Москвы
Посольские особняки. Москва.
О Храмах Москвы разных конфессий ЭТО ИНТЕРЕСНО Читайте в рубрике «Искусство и культура» Блога Татьяны Козловой:
Айвазовский. Мастер русской марины.
Багатели Кандинского.
Василий Кандинский … Красота беспредметного искусства…
Картины «двойники»
Кранах Лукас старший
Конструктивизм и зимняя Олимпиада 2016
Лев Бакст. Русские сезоны
Новая реальность. Андеграунд.
Пиранези. Бумажная архитектура.
Ростовская финифть. Народный промысел.
Фантасмагория Иеронима Босха.
Фёдор Рокотов. Материализованный портрет души ЭТО ИНТЕРЕСНО Путешествуйте по миру, Друзья! Читайте в рубрике «Путешествия» моего Блога:
Королевство Камбоджа (Кампучия).
Великолепный Будапешт. Венгрия.
Венгерский Токай
Кофейни Будапешта
Рыбацкий бастион Венгрии ЭТО ИНТЕРЕСНО Исследуем родные просторы в рубрике «Путешествия» и «Искусство и культура».
Достопримечательности Владимира
Суздаль. История Руси. Зарисовки