Домой / Искусство и Культура / Новая реальность

Новая реальность

Друзья, всем привет! Хочу поделиться с вами моими впечатлениями от посещения выставки «Студия «Новая реальность» (1958–1991). Выставка была подготовлена Московским музеем современного искусства (ММОМ) совместно с Фондом русского абстрактного искусства — масштабная ретроспектива, рассказывающая историю зарождения и развития андеграундного в СССР абстрактного искусства, а также знакомящая с педагогической системой и теориями, на которых основывалась работа Студии.

Я несколько раз садилась писать этот пост в мой блог…. И каждый раз откладывала… наверное, потому, что картины вызвали во мне отрицательные эмоции…и дело не в технике письма, а именно в эмоциональном посыле… прошло несколько дней, уже и выставка закончилась, а значит и информация вроде бы потеряла актуальность… И всё же ….

Афиша выставки в фойе Музея
Афиша выставки в фойе Музея

Сначала немного информации о самой Студии.
Студия «Новая реальность» была основана после войны и замышлялась как альтернатива существующей в то время Академии художеств, участники которой выступали за возрождение традиций активного творческого поиска, свойственного русским художникам-авангардистам начала XX века: В. Кандинскому, К. Малевичу, А. Родченко. Основатель Студии — Элий Белютин, которого в художественном мире считают одновременно и неоднозначным и талантливым художником-новатором и педагогом.

Ретроспектива Студии "Новая реальность"
Ретроспектива Студии «Новая реальность»

Элий Белютин разработал образовательную программу, которая была направлена — цитирую — «на внутреннее раскрепощение человека, на расширение его эмоционального диапазона и поиск новых средств для чувственной документации действительности». Основываясь на этих идеях, он создавал свою «Теорию всеобщей контактности» — творческую методику для работы с учениками, направленную не только на объективное отображение окружающего мира, но и на презентацию его личного восприятия. Так одним из самых действенных методов стала коллективная работа, благодаря которой зачастую появлялись произведения колоссальных масштабов. Также использовалась практика совместных творческих пароходных поездок, одновременная работа нескольких художников в одной мастерской, выставки в необычных контекстах — например в лесу.

Медийный проект выставки
Медийный проект выставки

В 1962 году состоялась выставка в Манеже, где были выставлены также и работы участников Студии. Работы для выставки подбирались очень тщательно, ведь это было первое значительное «представление» работ широко публике. Я, думаю, Друзья, что вы наверняка слышали о той нашумевшей выставке.

Фотография выставки в Манеже
Фотография выставки в Манеже — оформление одного из залов выставки «Студия «Новая реальность»

Работы подверглись критике первого секретаря УК КПСС Никиты С. Хрущёва. Есть кстати очень интересная информация, говорят, что вспышка Хрущева была искусно подстроена идеологом ЦК КПСС Сусловым и его сторонниками в Союзе художников.

Смотрите фотографию ниже:
Вера Преображенская «Васильсурск город яблок» , 1962, картон, темпера. Собрание Фонда русского абстрактного искусства. Данная картина была выставлена в Манеже в 1962 году.

Вера Преображенская «Васильсурск город яблок» , 1962, картон, темпера
Вера Преображенская «Васильсурск город яблок» , 1962, картон, темпера

Студия «ушла в подполье» и выставочная деятельность «на широкую аудиторию» возобновилась уже в 1989 году.

Владислав Зубарев. Тема «Бунт»
Владислав Зубарев. Тема «Бунт»

Владислав Зубарев. Тема «Бунт». Задумывалась художником в конце 1980 -х, когда страна стояла на пороге больших изменений. Тему \ цикл составляют три части «Бунт человека», «Бунт пути», «Бунт соборный». Зубарев покинул студию Белютина в 1977 году, создав свою собственную систему, в основе которой лежат 11 времён, каждое из которых он предлагал пластически выразить. По мнению художника это позволяет в пределах картины воплотить абсолютную материю. Прямые аналогии понятию есть в теории струн, которая очень бурно развивалась в 1980 -е. Теория струн утверждает, что материя состоит не из частиц, не из точек, а из струн — линейных одномерных объектов.

Владислав Зубарев, «Человечество», 1989-91гг.
Владислав Зубарев, «Человечество», 1989-91гг.

Владислав Зубарев, «Человечество». Тема родилась в конце 1960-х, в сохранившихся эскизах есть характерный для поколения шестидесятников взгляд на такие темы, как вера, страдание, крестные муки, под определённым влиянием философии экзистенциализма. На картине изображён народ, состоящий из отдельных персонажей.

Как я уже вам говорила, Друзья, я не являюсь поклонницей работ Студии. Так почему же я пошла на выставку?
Во-первых, выставка «Студия „Новая реальность“ (1958–1991). Трансформация сознания» впервые собрала живопись, графику и архивные фотографии из коллекции Фонда русского абстрактного искусства, продемонстрировав системный подход к представлению творчества Студии.

Во-вторых, работы организаторами выставки были подготовлены так, чтобы мы, зрители, смогли увидеть воплощение теории Элия Белютина в практику. Даже само выставочное пространство организаторы постарались воссоздать, например, один из залов имитировал вид из окна плывущего корабля, т.к. первое время Белютин проводил на пароходе; «как в Студии»; «как в лесу». Ещё выставка поддерживалась медийным проектом.

Оформление одного из залов выставки "Студия "Новая реальность"
Оформление одного из залов выставки «Студия «Новая реальность»

В-третьих, хотелось познакомиться с работами художников — членов Студии, в том числе и с теми, что были выставлены в 1962 году. Основу экспозиции составили работы двадцати пяти художников: В. Зубарев, Т. Тер-Гевондян, М. Эсмонт, Е. Радкевич, В. Преображенская и многие другие.

Работы художников в выставочном зале "Лес"
Работы художников в выставочном зале «Лес»

В-четвёртых, мне, как психологу, педагогу было интересно познакомиться с его творческими и педагогическими подходами, конечно же, хотелось составить своё мнение.

Работы художников
Работы художников

Как и обещала, Друзья, делюсь с вами моими впечатлениями и фотографиями, к счастью, фотосъёмка была разрешена.
С точки зрения организации, выставка подготовлена очень профессионально. Отдельного внимания, на мой взгляд, заслужила очень интересная интерактивная зона, где каждый посетитель мог попробовать себя в «новом течении». Причём, можно было не только рисовать, но и вырезать, клеить, конструировать, вить из проволоки…

Интерактивный зал выставки
Интерактивный зал выставки
В интерактивном зале выставки
В интерактивном зале выставки
Работы посетителей выставки - в интерактивном зале выставки
Работы посетителей выставки — в интерактивном зале выставки

Сами же картины произвели на меня негативное впечатление…. Почему? Наверное, потому, что они создавались из-под кисти негативных эмоций. Ведь Элий Белютин считал, что художник должен творить именно под такими эмоциями. И его методика именно на этом и основывалась — максимально «загнать» художника в негативные переживания и выплёскивать их на холст…. Да, данный подход имеет некоторое сходство с психологическими методиками, но…. он какой-то гипертрофированный… И вот как ни стараюсь, я не могу понять, почему художник должен быть «голодным, нищим и эмоционально истощённым», чтобы творить …. Что получиться в результате таких мытарств…..?

Друзья, хочу закончить мой пост всё-таки на позитиве ! И всё же я очень рада, что посетила эту выставку!

Почему я советую посещать выставки «непривычного» искусства?
Друзья, я не являюсь художественным критиком или знатоком истории искусств, я — обычный посетитель художественных галерей и лишь делюсь с вами моим мнением и моими впечатлениями. А ведь так здорово составить своё мнение и получить свои эмоции. А вдруг они будут противоположны моим? Ведь это так замечательно открывать для себя что-то новое и открывать в себе неизведанное! Итак ! Вперёд, на встречу новому!

СОВЕТ. Идя на свидание с новым, выбирайте галереи \ музеи «с именем». Да, да, именно так. Потому что здесь максимально грамотно «представят» художественное произведение.

СОВЕТ. Не бойтесь исследовать, даже если ваши ожидания от нового знакомства не оправдались. Да, да, именно так. Ведь вы получите новый опыт и будете точно знать — это новое знакомство — оно ваше? его нужно развивать в «прочную связь»?

СОВЕТ. Возьмите знающего тему экскурсовода, который не будет вас «грузить» информацией из Интернет, а даст очень «точечную», «дозированную» инфу по предмету исследования :0) .

Друзья, на сегодня всё, я прощаюсь с вами. Желаю вам культурного обогащения при посещении музеев нашей замечательной Москвы.

Мой пост для Блога был подготовлен на основе материалов выставки «Студия «Новая реальность».
До новых встреч на страницах «Блог Татьяны Козловой»! Follow me!

ЭТО ИНТЕРЕСНО О прогулках по Москве читайте в Блоге Татьяны Козловой:
Артиллерийский двор в Москве 
Библиотека им. А.П. Боголюбова — особняк А.П.Боголюбова
Интересные места в Архангельском переулке Москвы
Посольские особняки. Москва.
О Храмах Москвы разных конфессий

ЭТО ИНТЕРЕСНО Читайте в рубрике «Искусство и культура» Блога Татьяны Козловой:
Айвазовский. Мастер русской марины.
Багатели Кандинского. Галерея искусств стран Европы и Америки IX-XX веков ГМИИ им.А.С.Пушкина
Василий Кандинский … Красота беспредметного искусства…
Картины «двойники»
Кранах Лукас старший
Конструктивизм и зимняя Олимпиада 2016 
Лев Бакст. Русские сезоны
Пиранези. Бумажная архитектура.
Ростовская финифть. Народный промысел.
Фантасмагория Иеронима Босха.
Фёдор Рокотов. Материализованный портрет души

ЭТО ИНТЕРЕСНО Путешествуйте по миру, Друзья! Читайте в рубрике «Путешествия» моего Блога:
Королевство Камбоджа (Кампучия).
Великолепный Будапешт. Венгрия.
Венгерский Токай
Кофейни Будапешта 
Рыбацкий бастион Венгрии

ЭТО ИНТЕРЕСНО Исследуем родные просторы в рубрике «Путешествия» и «Искусство и культура».
Достопримечательности Владимира
Суздаль. История Руси. Зарисовки 

О программе Admin

Смотрите также

Москва сквозь века

Москва сквозь века Друзья, всем привет! В Москве, в Инженерном корпусе Третьяковской галерее проходит замечательная …