Багатели Кандинского
Друзья, всем привет! Хочу поделиться с вами впечатлениями.
Если вы ещё не запланировали программу на свои выходные дни, я предлагаю вам культ. подох в ГМИИ им. А.С. Пушкина, в Галерею искусств стран Европы и Америки IX-XX веков — на выставку работ Василия Кандинского.
Почему стоит посетить выставку?
Во-первых, вы увидите не привычного нам Кандинского, с его «Композицией VI» или «Композицией VII» , которые нужно учиться «читать», а «непривычного» нам Кандинского — «привычное», «знакомое», «традиционное» письмо…. Вы погрузитесь в мир волшебных сказок, написанных сочными яркими красками…
Во-вторых, «багатели», что в переводе с французского означает «пустячки», «мелочи», совершенно небольшого размера, с вырисованными тонкими деталями — их хочется разглядывать и разглядывать …
В-третьих, сама техника письма багателей — на стекле — заслуживает внимания.
Ещё выставка «добавлена» работами Василия Кандинского «Поэзия без слов».
В-четвёртых, это уникальное собрание работ Мастера. Работы Василия Кандинского представлены несколькими музеями России, а также Азербайджанским национальным музеем искусств и частными коллекционерами.
Ну, немножечко дёгтя добавлю. Работ не так уж много, они разместились в двух маленьких залах. Но! теперь — бочка мёда :0) !
Напомню вам, Друзья, что в Галерее есть совершенно уникальные полотна великих художников: Матисс, Лот, Пикассо, Делакруа, Ван Гог, Сезанн, Тулуз-Лотрек, Сислей, Писсарро, Ренуар, Моне, Гоген…. Вот, кстати, знаменитым полотном Гогена «Королева. Жена короля» можно полюбоваться не торопясь, без суеты, как это было на выставке «Олимпии». Я уверена, что вы точно сможете найти что-то радостное и прекрасное для своей души!
Выставка «Багатели» («Картинки под стеклом») Василия Кандинского завершит свою работу уже в начале февраля, тем самым «закрывая» выставочный 2016 год.
А новый год подарит нам встречу с Гойя и Дали на выставке «Капричос», уже с 24 января.
Итак…. Ещё немного о выставке «Багателей» Василия Кандинского.
Живопись на стекле, акварели и рисунки. 1915–1920. Выставка подготовлена к 150-летию со дня рождения художника.
В 2016 году всё мировое сообщество отмечало 150-летие со дня рождения основоположника и теоретика абстрактного искусства Василия Кандинского. Его жизненный путь был долгим и драматичным. Кандинский дважды становился эмигрантом, сначала как российский, затем как немецкий гражданин. В период нацизма его произведения были отнесены к «дегенеративному искусству», и немецкие музеи избавлялись от них, в то время как в российских музеях, вследствие идеологической политики, они долгое время хранились в фондах и не показывались зрителю.
В год юбилея выдающегося художника XX века Василия Кандинского (1866–1944) ГМИИ им. А.С. Пушкина показывает его работы, выполненные в уникальной технике живописи на стекле, а также графические произведения 1915–1920 годов. Именно в эти годы, когда Кандинский живет и работает в Москве, он вновь возвращается от абстрактных работ к предметной тематике.
Творчество Кандинского сформировалось на основе национальных традиций двух культур – русской и немецкой. Два города – Москва и Мюнхен были одинаково значимы для него. На выставке представлены работы московского периода, хранящиеся в различных музеях и частных коллекциях. Среди участников проекта – Государственный Русский музей (предоставил работы В. Кандинского «Амазонка с голубыми львами» (1918), «Амазонка в горах» (1918) и др.), Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых («Беспредметная композиция» (1915), «Эскиз композиции “Красное с черным”» (1915) и др.), Яранский краеведческий музей («Акварель» (1915), «Рисунок» (1915) и др.), Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково ХVIII века» и Музей Московской государственной художественно-промышленной академии имени С.Г. Строганова (фарфор с росписью по эскизам В. Кандинского (1920-е)), а также Азербайджанский национальный музей искусств («Дама с цветком» (1917) и др.)
Всего в состав экспозиции включены более 50 произведений Василия Кандинского. Старинную технику «Hinterglasmalerei» художник изучил и освоил в начале 1910-х годов в Баварии. «Картинки под стеклом» на протяжении столетий были практичной и доходчивой формой для изображения религиозных и исторических сюжетов, а также сценок из повседневной жизни (это варианты лубка, или народной картинки). Техника подстекольной живописи ставит сложные оптические и цветовые задачи – художник пишет маслом на оборотной стороне стеклянной основы, учитывая восприятие зрителем композиции слева направо.
В московский период Кандинский создал серию абстрактных акварелей и около 27 «стекол». В примитивистских сценках он возвращается к предметной тематике, к манере своих ранних символистских работ 1908–1909 годов. Художник назвал их «багателями», что в переводе с французского означает «пустячки», «мелочи». Часто это название использовалось для определения малых форм музыкальных произведений. В «багателях» Кандинского можно отметить неоромантические приемы: декоративность, стилизацию, обращение к средневековым мифологическим образам.
Все произведения московского периода Кандинский вынужден был оставить на временное хранение во II Музее новой западной живописи перед отъездом в Германию в декабре 1921 года. После принятия художником немецкого гражданства, произведения были национализированы и распределены между советскими музеями.
Помимо произведений Кандинского в состав экспозиции также вошли семь работ его супруги, Нины Кандинской (шесть – из собрания ГМИИ и одна – Азербайджанского музея), которые впервые показаны российскому зрителю.
Представленная на выставке знаменитая акварель мастера «Одному голосу» (1916), была написана после первого телефонного разговора Василия Кандинского с будущей женой Ниной Николаевной Андреевской в мае 1916 года. В сентябре того же года Кандинский впервые встретился с ней в залах Музея имени Александра III (ныне ГМИИ им. А.С. Пушкина). В 1917 году после свадьбы молодожены отправились в Финляндию, в местечко Иматра, известное своим водопадом (в результате поездки была написана акварель «Иматра» (1917)).
Из девяти произведений малого формата в технике живописи на стекле и аппликации, хранящихся в собрании ГМИИ, шесть работ связаны с именем супруги Кандинского. Ее опыты в этом жанре связаны с домашним семейным кругом, с совместными творческими занятиями. Зрители увидят первую работу Нины «Прогулка», которая, согласно оставленной Кандинским надписи на обороте, была выполнена 2 апреля 1917 года. Некоторые живописные стекла были сделаны ею по ранним рисункам мужа.
На выставке также представлены образцы народного творчества, оказавшего большое влияние на Василия Кандинского: лубки, деревянные игрушки, подстекольная живопись из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина и частных коллекций.
К выставке подготовлено иллюстрированное издание со статьями научных сотрудников ГМИИ им. А.С. Пушкина Наталии Автономовой, и Алексея Петухова, готовится к выходу в свет книга Нины Кандинской «Кандинский и я» в переводе Марины Изюмской (издательство «Искусство – XXI век»).
Друзья, к сожалению, я не могу вам представить фото работ Василия Кандинского, т.к. на выставке введён жесточайший запрет на фото и видео съёмку, но хочу поделиться с вами фото с основной экспозиции Галерии искусств стран Европы и Америки IX -XX веков ГМИИ им. А.С.Пушкина. Давайте полюбуемся:
«Пейзаж с домами», Андре Лот. 1920, холст, масло.
Лот заимствовал классический для раннего кубизма Пабло Пикассо мотив с одиноким стволом дерева на фоне сельских домов. Картина поступила в ГМИИ в 1948 году.
«Арлекин и его подружка (странствующие гимнасты)», Пабло Пикассо. 1901, холст, масло. Картина написана в Париже. В ней развивается типичный для раннего Пикассо сюжет парижского кафе, где собирались циркачи и актёры и где их нанимали на работу. Арлекин изображён с набелённым гримом трагика Пьеро, а лицо его подружки напоминает японскую маску. Аналогию этим персонажам итальянской комедии у Пикассо можно найти в поэзии позднего Верлена: в образе Арлекино персонифицирована жизнь и судьба артиста. Картина выставлена в ГМИИ с 1948 года (происходит из собрания И.А.Морозова).
«Девочка на шаре», Пабло Пикассо. 1905, холст, масло. Картина — шедевр «розового» периода, исполнена через несколько месяцев после начала работы над большим полотном «Семья странствующих комедиантов» (хранится в Вашингтоне, Национальной галерее). Об уличных акробатах, балансирующих на больших цирковых шарах, писал друг Пикассо, французский поэт-авангардист Гийом Аполлинер (стихотворение «Облачный призрак»). Возможно, слова Аполлинера о живописи Пикассо 1905 года («Колорит обладает матовостью фрески…») относятся именно а «Девочке на шаре». Купленная в ноябре 1913 года, картина стала последним парижским приобретением московского коллекционера И.А.Морозова. В ГМИИ картина с 1948 года.
«Букет цветов в белой вазе», Анри Матисс. Около 1909, холст, масло. Летом 1909 года Матисс работал в Кавальере, небольшом городке на берегу Средиземного моря. Здесь он написал ряд картин, включая и эту. От других работ того времени этот натюрморт отличает быстрота исполнения: пятна жидкой краски местами наложены прямо на загрунтованный холст, без подготовки. В ГМИИ выставляется с 1948, происходит из собрания С.И.Щукина.
«Белые кувшинки», Клод Моне. 1899, холст, масло. Картина написана в поместье Моне в Живерни, где по проекту художника в его саду были созданы пруды с кувшинками. Это одна из первых работ Моне с изображением мостика; он многократно писал этот мотив в 1898-1908 годах, а позднее сделал его основой серии декоративных панно большого формата. Московский коллекционер С.И.Щукин купил картину у художника спустя всего год после её создания. В ГМИИ с 1948, происходит из собрания С.И.Щукина.
«Обнажённая» (Нагая женщина, сидящая на кушетке), Пьер-Огюст Ренуар. 1876, холст, масло. За особую красоту колорита полотно получило также название «Жемчужина». Считается одной из наиболее значительных картин Ренуара 1876 года. Была написана в мастерской художника на улице Сен-Жорж в Париже. Исследователи считают, что моделью послужила натурщица Анна, позировавшая Эдуарду Мане для его известного полотна «Нана». Картина была приобретена в Париже в 1898 году Петром Щукиным, а в 1912 продана им своему брату Сергею Щукину. В ГМИИ с 1948, происходит из собрания С.И.Щукина.
«Королева. Жена короля», Поль Гоген. 1896, холст, масло. Признанный шедевр Гогена, исполненный во время второго пребывания на Таити. В письме к другу с Таити в апреле 1896 года Гоген описал работу так: «Только что закончил картину, которую считаю гораздо удачнее всего предыдущего: обнажённая царица лежит на зелёном ковре, служанка срывает плоды, два старика подле большого дерева рассуждают о древе познания; в глубине морского побережья… Мне кажется, что по цвету я ещё никогда не создавал ни одной вещи с такой сильной торжественной звучностью. Деревья в цвету, собака сторожит, справа два голубя воркуют. Но какой смысл посылать это полотно, когда уже есть столько других, которые не продаются и вызывают вой. Это вызовет ещё больший вой». Поза «Королевы» напоминает знаменитую «Олимпию» Эдуарда Мане (Париж, Музей Орсэ), которая произвела на Гогена огромное впечатление и которую он копировал. В ГМИИ картина с 1948 , происходит из собрания С.И.Щукина.
«Лежащая обнажённая на фиолетовом фоне», Матисс. 1936, фанера, масло. В ГМИИ с 1990 года, дар Л.Н.Делекторской.
«Дама с чёрной перчаткой», Корнель Теодор Мари Ван Донген (прозванный Кес Ван Донген), 1907-1908, холст, масло.
«Вокруг моего дома» (Около дома) , Анри-Эдмон Кросс (Делакруа). 1906, холст, масло. Пейзаж написан по ассоциации со стихотворением известного бельгийского поэта-символиста Эмиля Верхарна (1855-1916), изданным под тем же названием в 1906 году, то есть за год до выставки Кросса в галерее Бернхейм-Жён в Париже. Верхарн был близким другом Кросса и других неоимпрессионистов и пропагандировал их живопись на страницах брюссельского журнала «Современное искусство». В стихотворении «Вокруг моего дома» поэт в радужных красках описывает пейзаж в его саду жарким летним днём. Такое же музыкально-поэтическое созвучие чувствуется и в работе Кросса, исполненной летом 1906 года на юге Франции, в Сан-Тропе. В ГМИИ картина с 1948 года.
«Красные виноградники в Арле. Монмажур», Винсент ван Гог. 1888, холст, масло. Это знаменитое полотно исполнено в начале ноября 1888 году. Ему предшествовала картина «Зелёный виноградник» (Оттерло, Музей Кроллер-Мюллер). Оба холста написаны в окрестностях аббатства Монмажур во время сбора винограда. В следующем году ванн Гог отправил эту картину в числе других холстов своему брату Тео в Париж. В 1890 году она экспонировалась на выставке символистов в Брюсселе, где привлекла всеобщее внимание своей силой колорита и тревожным эмоциональным состоянием. Сразу после выставки работу приобрела за 350 франков знакомая ванн Гога — бельгийская художница Анна Бош. От нее картина попала в собрание принца Ваграмского в Париже, а затем в торговый дом Дрюэ. Это одна из тех редких картин, которые были проданы при жизни художника. В ГМИИ картина с 1948 года, происходит из собрания И.А.Морозова.
«Цветы», Поль Сезанн. 1902-1903, холст, масло. Картина написана под впечатлением от акварели Э.Делакруа «Розы и гортензии» (1847), на которую Сезанн обратил внимание в коллекции своего друга В.Шоке. Впоследствии акварель перешла в собственность Сезанна. Художнику никак не удавался собственный вариант этого натюрморта, он забраковал несколько холстов. Возможно, один из них и представляет собой эта картина, испещренная царапинами, сделанными, вероятно, самим Сезанном обратным концом кисти. Вскоре после смерти художника в Экс приехал его друг, парижский торговец картинами Амбруаз Валлар, бережно собравший не только картины из мастерской, но и брошенный холсты на чердаке и в подвале. У Валлара картину купил И.А.Морозов. В ГМИИ с 1948 года.
«Певица Иветт Гильбер в момент исполнения песенки «Linge, longer,loo», Анри Де Тулуз-Лотрек. 1894, картон, масло, эссенция. Лотрек исполнил большую серию живописных и графических портретов известной эстрадной певицы Иветт Гильбер (1867-1944). Данный портрет относится к году знакомства художника с певицей; она изображена в момент исполнения популярной песенки «Linge, longer,loo». Картон можно считать первым эскизом к портрету Иветт для обложки парижского журнала «Le Rire»; он был преподнесён в качестве подарка редактору журнала Арсену Александру, о чём свидетельствует дарственная надпись. Эскиз затем лёг в основу книжных иллюстраций и литографий Лотрека. Произведение было приобретено в Париже для собрания И.А.Морозова в Москве незадолго до смерти коллекционера. В ГМИИ с 1948 года.
«Опушка леса в Фонтенбло», Альфред Сислей. 1885, холст, масло. В середине 1880-х годов Сислей начал работать более широкой, динамичной кистью, отказавшись от дробного выписывания предметов в пространстве. Однако лирический характер его камерных композиций остался прежним. В ГМИИ с 1948, происходит из собрания И.А.Морозова.
«Осеннее утро в Эреньи», Камиль Писсарро. 1897, холст, масло. С начала 1897 года Писсарро работал над пейзажами в Париже и его окрестностях. Для старого художника это был возврат к чистому импрессионизму его молодости после многолетнего периода экспериментов с цветоделением под воздействием оптической теории света и цвета Шеврейля. В ГМИИ с 1948, происходит из собрания И.А.Морозова.
«Портрет актрисы Жанны Самари», Пьер-Огюст Ренуар. 1877, холст, масло. Один из лучших портретов Ренуара-импрессиониста. В 1877-1880 художник несколько раз изображал актрису театра «Комеди Франсез» Жанну Самари (1857-1890). С 1875 она была ангажирована в театр и дебютировала в роли Дорины в пьесе Ж.-Б.Мольера «Тартюф». До своего замужества (1880) Самари жила на улице Фрошо, недалеко от мастерской Ренуара. В 1878 году живописец исполнил портрет Самари в рост на фоне театрального фойе. Эта работа вошла в отечественные собрания благодаря покупке М.А.Морозова, старшего брата в семье известных московских коллекционеров (в настоящее время находится в Государственном Эрмитаже). В ГМИИ с 1948, происходит из собрания И.А.Морозова.
«Вытирающаяся женщина», Эдгар Дега. Около 1888-1892, бумага на картоне, уголь, пастель, гуашь. Одна из лучших пастелей в серии «За туалетом». В полном каталоге рисунков Дега, изданном Лемуаном, она воспроизведена под №956. Фигурировала в 1918 году на посмертной распродаже работ мастерской художника. В ГМИИ с 1945.
Друзья, мой блог подготовлен по материалам выставки «Багатели» («Картинки на стекле») Василия Кандинского, а также по материалам основной экспозиции Музея.
Друзья, на сегодня всё, я прощаюсь с вами. Желаю вам культурного обогащения при посещении музеев нашей замечательно Москвы.
До новых встреч на страницах Блог Татьяны Козловой! Follow me!
Артиллерийский двор в Москве
Библиотека им. А.П. Боголюбова — особняк А.П.Боголюбова
Интересные места в Архангельском переулке Москвы
О Храмах Москвы разных конфессий
Посольские особняки. Москва. ЭТО ИНТЕРЕСНО Читайте в рубрике «Искусство и культура» Блога Татьяны Козловой:
Айвазовский. Мастер русской марины.
Василий Кандинский … Красота беспредметного искусства…
Картины «двойники»
Кранах Лукас старший
Конструктивизм и зимняя Олимпиада
Лев Бакст. Русские сезоны
Пиранези. Бумажная архитектура
Ростовская финифть. Народный промысел.
Фантасмагория Иеронима Босха.
Фёдор Рокотов. Материализованный портрет души ЭТО ИНТЕРЕСНО Путешествуйте по миру, Друзья! Читайте в рубрике «Путешествия» моего Блога:
Королевство Камбоджа (Кампучия).
Великолепный Будапешт. Венгрия.
Венгерский Токай
Кофейни Будапешта
Рыбацкий бастион Венгрии
Достопримечательности Владимира
Суздаль. История Руси. Зарисовки
Друзья, напомню вам, что Галерея искусств стран Европы и Америки IX-XX веков ГМИИ им. А.С.Пушкина открыта:
Часы работы вт, ср, пт, сб, вс с 11:00 до 20:00
касса (вход) с 11:00 до 19:00
чт, пт с 11:00 до 21:00
касса (вход) с 11:00 до 20:00
Выходной день понедельник
Адрес Москва, ул. Волхонка, 14
Проезд М. Кропоткинская, М. Боровицкая, М. Библиотека им. Ленина
Стоимость входного билета:
300 рублей – входной билет
400 рублей – по пятницам с 17:00
150 рублей – льготный билет
200 рублей – льготный билет по пятницам с 17:00
БЕСПЛАТНО – дети до 16 лет