Домой / Искусство и Культура / Багатели Кандинского

Багатели Кандинского

Багатели Кандинского
Друзья, всем привет! Хочу поделиться с вами впечатлениями.
Если вы ещё не запланировали программу на свои выходные дни, я предлагаю вам культ. подох в ГМИИ им. А.С. Пушкина, в Галерею искусств стран Европы и Америки IX-XX веков — на выставку работ Василия Кандинского.

Афиша выставки "Багатели" Василия Кандинского
Афиша выставки «Багатели» Василия Кандинского

Почему стоит посетить выставку?
Во-первых, вы увидите не привычного нам Кандинского, с его «Композицией VI» или «Композицией VII» , которые нужно учиться «читать», а «непривычного» нам Кандинского — «привычное», «знакомое», «традиционное» письмо…. Вы погрузитесь в мир волшебных сказок, написанных сочными яркими красками…
Во-вторых, «багатели», что в переводе с французского означает «пустячки», «мелочи», совершенно небольшого размера, с вырисованными тонкими деталями — их хочется разглядывать и разглядывать …
В-третьих, сама техника письма багателей — на стекле — заслуживает внимания.
Ещё выставка «добавлена» работами Василия Кандинского «Поэзия без слов».
В-четвёртых, это уникальное собрание работ Мастера. Работы Василия Кандинского представлены несколькими музеями России, а также Азербайджанским национальным музеем искусств и частными коллекционерами.

На входе выставки "Багатели" Василия Кандинского
На входе выставки «Багатели» Василия Кандинского

Ну, немножечко дёгтя добавлю. Работ не так уж много, они разместились в двух маленьких залах. Но! теперь — бочка мёда :0) !

Напомню вам, Друзья, что в Галерее есть совершенно уникальные полотна великих художников: Матисс, Лот, Пикассо, Делакруа, Ван Гог, Сезанн, Тулуз-Лотрек, Сислей, Писсарро, Ренуар, Моне, Гоген…. Вот, кстати, знаменитым полотном Гогена «Королева. Жена короля» можно полюбоваться не торопясь, без суеты, как это было на выставке «Олимпии». Я уверена, что вы точно сможете найти что-то радостное и прекрасное для своей души!
Выставка «Багатели» («Картинки под стеклом») Василия Кандинского завершит свою работу уже в начале февраля, тем самым «закрывая» выставочный 2016 год.
А новый год подарит нам встречу с Гойя и Дали на выставке «Капричос», уже с 24 января.

В галерее ГМИИ им.А.С.Пушкина
В галерее ГМИИ им.А.С.Пушкина

Итак…. Ещё немного о выставке «Багателей» Василия Кандинского.
Живопись на стекле, акварели и рисунки. 1915–1920. Выставка подготовлена к 150-летию со дня рождения художника.
В 2016 году всё мировое сообщество отмечало 150-летие со дня рождения основоположника и теоретика абстрактного искусства Василия Кандинского. Его жизненный путь был долгим и драматичным. Кандинский дважды становился эмигрантом, сначала как российский, затем как немецкий гражданин. В период нацизма его произведения были отнесены к «дегенеративному искусству», и немецкие музеи избавлялись от них, в то время как в российских музеях, вследствие идеологической политики, они долгое время хранились в фондах и не показывались зрителю.
В год юбилея выдающегося художника XX века Василия Кандинского (1866–1944) ГМИИ им. А.С. Пушкина показывает его работы, выполненные в уникальной технике живописи на стекле, а также графические произведения 1915–1920 годов. Именно в эти годы, когда Кандинский живет и работает в Москве, он вновь возвращается от абстрактных работ к предметной тематике.

В галерее искусств
В галерее искусств

Творчество Кандинского сформировалось на основе национальных традиций двух культур – русской и немецкой. Два города – Москва и Мюнхен были одинаково значимы для него. На выставке представлены работы московского периода, хранящиеся в различных музеях и частных коллекциях. Среди участников проекта – Государственный Русский музей (предоставил работы В. Кандинского «Амазонка с голубыми львами» (1918), «Амазонка в горах» (1918) и др.), Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых («Беспредметная композиция» (1915), «Эскиз композиции “Красное с черным”» (1915) и др.), Яранский краеведческий музей («Акварель» (1915), «Рисунок» (1915) и др.), Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково ХVIII века» и Музей Московской государственной художественно-промышленной академии имени С.Г. Строганова (фарфор с росписью по эскизам В. Кандинского (1920-е)), а также Азербайджанский национальный музей искусств («Дама с цветком» (1917) и др.)

Всего в состав экспозиции включены более 50 произведений Василия Кандинского. Старинную технику «Hinterglasmalerei» художник изучил и освоил в начале 1910-х годов в Баварии. «Картинки под стеклом» на протяжении столетий были практичной и доходчивой формой для изображения религиозных и исторических сюжетов, а также сценок из повседневной жизни (это варианты лубка, или народной картинки). Техника подстекольной живописи ставит сложные оптические и цветовые задачи – художник пишет маслом на оборотной стороне стеклянной основы, учитывая восприятие зрителем композиции слева направо.

В московский период Кандинский создал серию абстрактных акварелей и около 27 «стекол». В примитивистских сценках он возвращается к предметной тематике, к манере своих ранних символистских работ 1908–1909 годов. Художник назвал их «багателями», что в переводе с французского означает «пустячки», «мелочи». Часто это название использовалось для определения малых форм музыкальных произведений. В «багателях» Кандинского можно отметить неоромантические приемы: декоративность, стилизацию, обращение к средневековым мифологическим образам.
Все произведения московского периода Кандинский вынужден был оставить на временное хранение во II Музее новой западной живописи перед отъездом в Германию в декабре 1921 года. После принятия художником немецкого гражданства, произведения были национализированы и распределены между советскими музеями.

Помимо произведений Кандинского в состав экспозиции также вошли семь работ его супруги, Нины Кандинской (шесть – из собрания ГМИИ и одна – Азербайджанского музея), которые впервые показаны российскому зрителю.
Представленная на выставке знаменитая акварель мастера «Одному голосу» (1916), была написана после первого телефонного разговора Василия Кандинского с будущей женой Ниной Николаевной Андреевской в мае 1916 года. В сентябре того же года Кандинский впервые встретился с ней в залах Музея имени Александра III (ныне ГМИИ им. А.С. Пушкина). В 1917 году после свадьбы молодожены отправились в Финляндию, в местечко Иматра, известное своим водопадом (в результате поездки была написана акварель «Иматра» (1917)).

Из девяти произведений малого формата в технике живописи на стекле и аппликации, хранящихся в собрании ГМИИ, шесть работ связаны с именем супруги Кандинского. Ее опыты в этом жанре связаны с домашним семейным кругом, с совместными творческими занятиями. Зрители увидят первую работу Нины «Прогулка», которая, согласно оставленной Кандинским надписи на обороте, была выполнена 2 апреля 1917 года. Некоторые живописные стекла были сделаны ею по ранним рисункам мужа.
На выставке также представлены образцы народного творчества, оказавшего большое влияние на Василия Кандинского: лубки, деревянные игрушки, подстекольная живопись из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина и частных коллекций.

К выставке подготовлено иллюстрированное издание со статьями научных сотрудников ГМИИ им. А.С. Пушкина Наталии Автономовой, и Алексея Петухова, готовится к выходу в свет книга Нины Кандинской «Кандинский и я» в переводе Марины Изюмской (издательство «Искусство – XXI век»).

Друзья, к сожалению, я не могу вам представить фото работ Василия Кандинского, т.к. на выставке введён жесточайший запрет на фото и видео съёмку, но хочу поделиться с вами фото с основной экспозиции Галерии искусств стран Европы и Америки IX -XX веков ГМИИ им. А.С.Пушкина. Давайте полюбуемся:

 «Пейзаж с домами», Андре Лот. 1920, холст, масло.
«Пейзаж с домами», Андре Лот. 1920, холст, масло.

«Пейзаж с домами», Андре Лот. 1920, холст, масло.
Лот заимствовал классический для раннего кубизма Пабло Пикассо мотив с одиноким стволом дерева на фоне сельских домов. Картина поступила в ГМИИ в 1948 году.

«Арлекин и его подружка (странствующие гимнасты)», Пабло Пикассо.  1901, холст, масло.
«Арлекин и его подружка (странствующие гимнасты)», Пабло Пикассо. 1901, холст, масло.

«Арлекин и его подружка (странствующие гимнасты)», Пабло Пикассо. 1901, холст, масло. Картина написана в Париже. В ней развивается типичный для раннего Пикассо сюжет парижского кафе, где собирались циркачи и актёры и где их нанимали на работу. Арлекин изображён с набелённым гримом трагика Пьеро, а лицо его подружки напоминает японскую маску. Аналогию этим персонажам итальянской комедии у Пикассо можно найти в поэзии позднего Верлена: в образе Арлекино персонифицирована жизнь и судьба артиста. Картина выставлена в ГМИИ с 1948 года (происходит из собрания И.А.Морозова).

«Девочка на шаре», Пабло Пикассо. 1905, холст, масло
«Девочка на шаре», Пабло Пикассо. 1905, холст, масло

«Девочка на шаре», Пабло Пикассо. 1905, холст, масло. Картина — шедевр «розового» периода, исполнена через несколько месяцев после начала работы над большим полотном «Семья странствующих комедиантов» (хранится в Вашингтоне, Национальной галерее). Об уличных акробатах, балансирующих на больших цирковых шарах, писал друг Пикассо, французский поэт-авангардист Гийом Аполлинер (стихотворение «Облачный призрак»). Возможно, слова Аполлинера о живописи Пикассо 1905 года («Колорит обладает матовостью фрески…») относятся именно а «Девочке на шаре». Купленная в ноябре 1913 года, картина стала последним парижским приобретением московского коллекционера И.А.Морозова. В ГМИИ картина с 1948 года.

«Букет цветов в белой вазе», Анри Матисс. Около 1909, холст, масло.
«Букет цветов в белой вазе», Анри Матисс. Около 1909, холст, масло.

«Букет цветов в белой вазе», Анри Матисс. Около 1909, холст, масло. Летом 1909 года Матисс работал в Кавальере, небольшом городке на берегу Средиземного моря. Здесь он написал ряд картин, включая и эту. От других работ того времени этот натюрморт отличает быстрота исполнения: пятна жидкой краски местами наложены прямо на загрунтованный холст, без подготовки. В ГМИИ выставляется с 1948, происходит из собрания С.И.Щукина.

«Белые кувшинки», Клод Моне. 1899, холст, масло.
«Белые кувшинки», Клод Моне. 1899, холст, масло.

«Белые кувшинки», Клод Моне. 1899, холст, масло. Картина написана в поместье Моне в Живерни, где по проекту художника в его саду были созданы пруды с кувшинками. Это одна из первых работ Моне с изображением мостика; он многократно писал этот мотив в 1898-1908 годах, а позднее сделал его основой серии декоративных панно большого формата. Московский коллекционер С.И.Щукин купил картину у художника спустя всего год после её создания. В ГМИИ с 1948, происходит из собрания С.И.Щукина.

«Обнажённая» (Нагая женщина, сидящая на кушетке), Пьер-Огюст Ренуар. 1876, холст, масло.
«Обнажённая»(Нагая женщина, сидящая на кушетке),Пьер-Огюст Ренуар.1876, холст, масло.

«Обнажённая» (Нагая женщина, сидящая на кушетке), Пьер-Огюст Ренуар. 1876, холст, масло. За особую красоту колорита полотно получило также название «Жемчужина». Считается одной из наиболее значительных картин Ренуара 1876 года. Была написана в мастерской художника на улице Сен-Жорж в Париже. Исследователи считают, что моделью послужила натурщица Анна, позировавшая Эдуарду Мане для его известного полотна «Нана». Картина была приобретена в Париже в 1898 году Петром Щукиным, а в 1912 продана им своему брату Сергею Щукину. В ГМИИ с 1948, происходит из собрания С.И.Щукина.

«Королева. Жена короля», Поль Гоген. 1896, холст, масло.
«Королева. Жена короля», Поль Гоген. 1896, холст, масло.

«Королева. Жена короля», Поль Гоген. 1896, холст, масло. Признанный шедевр Гогена, исполненный во время второго пребывания на Таити. В письме к другу с Таити в апреле 1896 года Гоген описал работу так: «Только что закончил картину, которую считаю гораздо удачнее всего предыдущего: обнажённая царица лежит на зелёном ковре, служанка срывает плоды, два старика подле большого дерева рассуждают о древе познания; в глубине морского побережья… Мне кажется, что по цвету я ещё никогда не создавал ни одной вещи с такой сильной торжественной звучностью. Деревья в цвету, собака сторожит, справа два голубя воркуют. Но какой смысл посылать это полотно, когда уже есть столько других, которые не продаются и вызывают вой. Это вызовет ещё больший вой». Поза «Королевы» напоминает знаменитую «Олимпию» Эдуарда Мане (Париж, Музей Орсэ), которая произвела на Гогена огромное впечатление и которую он копировал. В ГМИИ картина с 1948 , происходит из собрания С.И.Щукина.

«Лежащая обнажённая на фиолетовом фоне», Матисс. 1936, фанера, масло.
«Лежащая обнажённая на фиолетовом фоне», Матисс. 1936, фанера, масло.

«Лежащая обнажённая на фиолетовом фоне», Матисс. 1936, фанера, масло. В ГМИИ с 1990 года, дар Л.Н.Делекторской.

«Дама с чёрной перчаткой», Корнель Теодор Мари Ван Донген (прозванный Кес Ван Донген), 1907-1908, холст, масло.
«Дама с чёрной перчаткой», Корнель Теодор Мари Ван Донген (прозванный Кес Ван Донген), 1907-1908, холст, масло.

«Дама с чёрной перчаткой», Корнель Теодор Мари Ван Донген (прозванный Кес Ван Донген), 1907-1908, холст, масло.

«Вокруг моего дома» (Около дома) , Анри-Эдмон Кросс (Делакруа). 1906, холст, масло.
«Вокруг моего дома» (Около дома) , Анри-Эдмон Кросс (Делакруа). 1906, холст, масло.

«Вокруг моего дома» (Около дома) , Анри-Эдмон Кросс (Делакруа). 1906, холст, масло. Пейзаж написан по ассоциации со стихотворением известного бельгийского поэта-символиста Эмиля Верхарна (1855-1916), изданным под тем же названием в 1906 году, то есть за год до выставки Кросса в галерее Бернхейм-Жён в Париже. Верхарн был близким другом Кросса и других неоимпрессионистов и пропагандировал их живопись на страницах брюссельского журнала «Современное искусство». В стихотворении «Вокруг моего дома» поэт в радужных красках описывает пейзаж в его саду жарким летним днём. Такое же музыкально-поэтическое созвучие чувствуется и в работе Кросса, исполненной летом 1906 года на юге Франции, в Сан-Тропе. В ГМИИ картина с 1948 года.

«Красные виноградники в Арле. Монмажур», Винсент ван Гог. 1888, холст, масло.
«Красные виноградники в Арле. Монмажур», Винсент ван Гог. 1888, холст, масло.

«Красные виноградники в Арле. Монмажур», Винсент ван Гог. 1888, холст, масло. Это знаменитое полотно исполнено в начале ноября 1888 году. Ему предшествовала картина «Зелёный виноградник» (Оттерло, Музей Кроллер-Мюллер). Оба холста написаны в окрестностях аббатства Монмажур во время сбора винограда. В следующем году ванн Гог отправил эту картину в числе других холстов своему брату Тео в Париж. В 1890 году она экспонировалась на выставке символистов в Брюсселе, где привлекла всеобщее внимание своей силой колорита и тревожным эмоциональным состоянием. Сразу после выставки работу приобрела за 350 франков знакомая ванн Гога — бельгийская художница Анна Бош. От нее картина попала в собрание принца Ваграмского в Париже, а затем в торговый дом Дрюэ. Это одна из тех редких картин, которые были проданы при жизни художника. В ГМИИ картина с 1948 года, происходит из собрания И.А.Морозова.

«Цветы», Поль Сезанн. 1902-1903, холст, масло.
«Цветы», Поль Сезанн. 1902-1903, холст, масло.

«Цветы», Поль Сезанн. 1902-1903, холст, масло. Картина написана под впечатлением от акварели Э.Делакруа «Розы и гортензии» (1847), на которую Сезанн обратил внимание в коллекции своего друга В.Шоке. Впоследствии акварель перешла в собственность Сезанна. Художнику никак не удавался собственный вариант этого натюрморта, он забраковал несколько холстов. Возможно, один из них и представляет собой эта картина, испещренная царапинами, сделанными, вероятно, самим Сезанном обратным концом кисти. Вскоре после смерти художника в Экс приехал его друг, парижский торговец картинами Амбруаз Валлар, бережно собравший не только картины из мастерской, но и брошенный холсты на чердаке и в подвале. У Валлара картину купил И.А.Морозов. В ГМИИ с 1948 года.

«Певица Иветт Гильбер в момент исполнения песенки «Linge, longer,loo», Анри Де Тулуз-Лотрек. 1894, картон, масло, эссенция.
«Певица Иветт Гильбер в момент исполнения песенки «Linge, longer,loo», Анри Де Тулуз-Лотрек. 1894, картон, масло, эссенция.

«Певица Иветт Гильбер в момент исполнения песенки «Linge, longer,loo», Анри Де Тулуз-Лотрек. 1894, картон, масло, эссенция. Лотрек исполнил большую серию живописных и графических портретов известной эстрадной певицы Иветт Гильбер (1867-1944). Данный портрет относится к году знакомства художника с певицей; она изображена в момент исполнения популярной песенки «Linge, longer,loo». Картон можно считать первым эскизом к портрету Иветт для обложки парижского журнала «Le Rire»; он был преподнесён в качестве подарка редактору журнала Арсену Александру, о чём свидетельствует дарственная надпись. Эскиз затем лёг в основу книжных иллюстраций и литографий Лотрека. Произведение было приобретено в Париже для собрания И.А.Морозова в Москве незадолго до смерти коллекционера. В ГМИИ с 1948 года.

«Опушка леса в Фонтенбло», Альфред Сислей. 1885, холст, масло.
«Опушка леса в Фонтенбло», Альфред Сислей. 1885, холст, масло.

«Опушка леса в Фонтенбло», Альфред Сислей. 1885, холст, масло. В середине 1880-х годов Сислей начал работать более широкой, динамичной кистью, отказавшись от дробного выписывания предметов в пространстве. Однако лирический характер его камерных композиций остался прежним. В ГМИИ с 1948, происходит из собрания И.А.Морозова.

«Осеннее утро в Эреньи», Камиль Писсарро. 1897, холст, масло.
«Осеннее утро в Эреньи», Камиль Писсарро. 1897, холст, масло.

«Осеннее утро в Эреньи», Камиль Писсарро. 1897, холст, масло. С начала 1897 года Писсарро работал над пейзажами в Париже и его окрестностях. Для старого художника это был возврат к чистому импрессионизму его молодости после многолетнего периода экспериментов с цветоделением под воздействием оптической теории света и цвета Шеврейля. В ГМИИ с 1948, происходит из собрания И.А.Морозова.

«Портрет актрисы Жанны Самари», Пьер-Огюст Ренуар. 1877, холст, масло.
«Портрет актрисы Жанны Самари», Пьер-Огюст Ренуар. 1877, холст, масло.

«Портрет актрисы Жанны Самари», Пьер-Огюст Ренуар. 1877, холст, масло. Один из лучших портретов Ренуара-импрессиониста. В 1877-1880 художник несколько раз изображал актрису театра «Комеди Франсез» Жанну Самари (1857-1890). С 1875 она была ангажирована в театр и дебютировала в роли Дорины в пьесе Ж.-Б.Мольера «Тартюф». До своего замужества (1880) Самари жила на улице Фрошо, недалеко от мастерской Ренуара. В 1878 году живописец исполнил портрет Самари в рост на фоне театрального фойе. Эта работа вошла в отечественные собрания благодаря покупке М.А.Морозова, старшего брата в семье известных московских коллекционеров (в настоящее время находится в Государственном Эрмитаже). В ГМИИ с 1948, происходит из собрания И.А.Морозова.

«Вытирающаяся женщина», Эдгар Дега. Около 1888-1892, бумага на картоне, уголь, пастель, гуашь.
«Вытирающаяся женщина», Эдгар Дега. Около 1888-1892, бумага на картоне, уголь, пастель, гуашь.

«Вытирающаяся женщина», Эдгар Дега. Около 1888-1892, бумага на картоне, уголь, пастель, гуашь. Одна из лучших пастелей в серии «За туалетом». В полном каталоге рисунков Дега, изданном Лемуаном, она воспроизведена под №956. Фигурировала в 1918 году на посмертной распродаже работ мастерской художника. В ГМИИ с 1945.

Друзья, мой блог подготовлен по материалам выставки «Багатели» («Картинки на стекле») Василия Кандинского, а также по материалам основной экспозиции Музея.

Друзья, на сегодня всё, я прощаюсь с вами. Желаю вам культурного обогащения при посещении музеев нашей замечательно Москвы.
До новых встреч на страницах Блог Татьяны Козловой! Follow me!

ЭТО ИНТЕРЕСНО О прогулках по Москве читайте в Блоге Татьяны Козловой:
Артиллерийский двор в Москве
Библиотека им. А.П. Боголюбова — особняк А.П.Боголюбова
Интересные места в Архангельском переулке Москвы
О Храмах Москвы разных конфессий
Посольские особняки. Москва.

ЭТО ИНТЕРЕСНО Читайте в рубрике «Искусство и культура» Блога Татьяны Козловой:
Айвазовский. Мастер русской марины.
Василий Кандинский … Красота беспредметного искусства
Картины «двойники»
Кранах Лукас старший
Конструктивизм и зимняя Олимпиада
Лев Бакст. Русские сезоны
Пиранези. Бумажная архитектура
Ростовская финифть. Народный промысел.
Фантасмагория Иеронима Босха.
Фёдор Рокотов. Материализованный портрет души

ЭТО ИНТЕРЕСНО Путешествуйте по миру, Друзья! Читайте в рубрике «Путешествия» моего Блога:

Королевство Камбоджа (Кампучия).

Великолепный Будапешт. Венгрия.
Венгерский Токай
Кофейни Будапешта
Рыбацкий бастион Венгрии

ЭТО ИНТЕРЕСНО Исследуем родные просторы в рубрике «Путешествия» и «Искусство и культура».
Достопримечательности Владимира
Суздаль. История Руси. Зарисовки

Друзья, напомню вам, что Галерея искусств стран Европы и Америки IX-XX веков ГМИИ им. А.С.Пушкина открыта:

Часы работы вт, ср, пт, сб, вс с 11:00 до 20:00
касса (вход) с 11:00 до 19:00
чт, пт с 11:00 до 21:00
касса (вход) с 11:00 до 20:00
Выходной день понедельник
Адрес Москва, ул. Волхонка, 14
Проезд М. Кропоткинская, М. Боровицкая, М. Библиотека им. Ленина
Стоимость входного билета:
300 рублей – входной билет
400 рублей – по пятницам с 17:00
150 рублей – льготный билет
200 рублей – льготный билет по пятницам с 17:00
БЕСПЛАТНО – дети до 16 лет

Вход в Галерею ГМИИ им.А.С.Пушкина
Вход в Галерею ГМИИ им.А.С.Пушкина

О программе Admin

Смотрите также

Москва сквозь века

Москва сквозь века Друзья, всем привет! В Москве, в Инженерном корпусе Третьяковской галерее проходит замечательная …