Пиранези. Бумажная архитектура.
Друзья, приветствую вас. Сегодня мы отправимся в путешествие по Древнему Риму. Это путешествие стало возможным благодаря Джованни Баттиста Пиранези (1720 — 1778).
Вы наверняка знаете, что в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина этой осенью проходила выставка «Пиранези. До и после. Италия-Россия. XVIII — XXI века». Мне удалось посетить выставку этого удивительного Мастера. Сегодня хочу поделиться с вами моими впечатлениями. И, как обычно, все тонкости рассказывать не стану, ведь всегда приятнее самому «расследовать» творческие нюансы.
Всю жизнь Пиранези посвятил исследованию Древнего Рима. Его восхищал вид древних памятников. И мы обязаны Пиранези многими крупными археологическими открытиями. Как уроженца Венеции, города на воде, среди прочего его интересовали гидравлические системы, а также строительные механизмы, о которых он рассказывал в своих пояснениях к гравюрам.
Пиранези часто «вписывал» древние сооружения в пейзаж, порой представлял их на архитектурных чертежах или картах, но всегда настолько умело размещал изображения на листе, что его можно назвать одним из крупнейших в истории мастеров построения композиции в графическом искусстве. А благодаря гравюрам идеи Пиранези получили широкое распространение и достигли России. Любимые архитекторы императрицы Екатерины II были лично знакомы с Пиранези.
Интересно, что вначале Пиранези, архитектор по образованию, вовсе не собирался ни становиться гравером, ни обращаться к жанру топографического пейзажа. Он мечтал проектировать и строить, осуществляя в материале фантастические замыслы, рождавшиеся в его голове под впечатлением от величественных руин древнего Рима. Но построить ему суждено было лишь одно здание — церковь Санта Мария дель Приорато на Авентине. А всю свою любовь к каменному зодчеству, смелые мечты и глубокое познание он воплотил в картинах, гравюрах, став величайшим офортистом XVIII века. Пиранези сумел передать в офорте неповторимый облик Вечного города, величие его античного прошлого, строгую торжественность архитектуры Возрождения, безудержную фантазия и пышность барокко.
Чтобы вы, Друзья, смогли сравнить «прошлое» и «настоящее» время, я размещаю для вас работу Пиранези и затем фотографию места в наше время.
Итак, перед вами, Друзья, Амфитеатр Флавиев, именуемый Колизей, лист из сюиты «Виды Рима…» , 1776, офорт, резец .
И фотография Колизея 2016 Джанлука Баронкелли.
Собор святого Петра с площадью и колоннадой, лист из сюиты «Виды Рима…» , 1775, офорт, резец. Пиранези (смотрите фотографию выше). И …
фотография 2016 Джанлука Баронкелли.
На фотографии выше — Вид большого фонтана Треви, лист из сюиты «Виды Рима…», 1750, офорт, резец. И…..
фотография фонтана Треви 2016 Джанлука Баронкелли.
Хочу, Друзья, также коснуться ещё одного цикла Пиранези — «Темницы…», или по-итальянски «Carceri…». Этот цикл приобрёл славу одного из главного шедевров мирового искусства всех времён. Раннее издательство (1749) состояло из 14 листов и имело название «Причудливые воображаемые темницы, выполненные в технике офорта и выпущенные в свет Джованни Буцардом, торговцем на Корсо».
В 1761 году Пиранези кардинально переработал серию. Все доски были перегравированы, композиции «обросли» новыми подробностями и деталями, сообщающими сценам мрачный и трагический оттенок, они включают изображения пленников и сцены мучений. Пугающие инструменты пыток, сломанные или «рвущиеся» в воздухе мосты, заполняющая пространство тьма…. Было изменено и название, на титуле появились «Воображаемые темницы…». По-прежнему не существует однозначного объяснения причин, по которым Пиранези вернулся к своей ранней серии… Но именно вторая, переработанная серия, вызвала большой интерес, и в конечном счёте получила всемирную известность .
Колодец. Лист XIII к сюите «Воображаемые темницы…» (смотрите фотографию выше)
Колонна с цепями. Лист XVI к сюите «Воображаемые темницы…» (смотрите фотографию выше)
Разводной мост. Лист VIII к сюите «Воображаемые темницы…» (смотрите фотографию выше)
Пытка дыбой. Лист II к сюите «Воображаемые темницы…» (смотрите фотографию выше).
Хочу, Друзья, показать вам в приближённой фотографии лишь небольшой элемент медной доски. Вы только посмотрите насколько тонкая работа….
Закончить мой пост о Пиранези , Друзья, хочу всё-таки на позитивных работах Художника.
Колонна Марка Аврелия. Главный вид. Лист из серии «Трофей, или великолепная витая мраморная колонна…», 1774-1779, офорт, резец, Пиранези. Хранится работа в ГМИИ им. А.С.Пушкина:
На гравюре представлен главный вид древнеримского монумента. Пиранези подробнейшим образом воспроизвёл рельефы со сценами военных походов императора Марка Аврелия (121-180) против германских и сарматских племён (смотрите фотографию ниже).
Колонна Марка Аврелия полая внутри. В ней находится винтовая лестница, ведущая на вершину, на которой в древности стояла скульптура императора. Гравюра отпечатана с шести досок.
Друзья, на сегодня всё, я прощаюсь с вами. Желаю вам культурного обогащения при посещении музеев нашей замечательно Москвы.
До новых встреч на страницах Блог Татьяны Козловой! Follow me!
ЭТО ИНТЕРЕСНО О прогулках по Москве читайте в Блоге Татьяны Козловой:Интересные места в Архангельском переулке Москвы
О Храмах Москвы разных конфессий
Посольские особняки. Москва.
Библиотека им. А.П. Боголюбова — особняк А.П.Боголюбова
Артиллерийский двор в Москве ЭТО ИНТЕРЕСНО Читайте в рубрике «Искусство и культура» Блога Татьяны Козловой:
Айвазовский. Мастер русской марины.
Лев Бакст. Русские сезоны
Фантасмагория Иеронима Босха.
Фёдор Рокотов. Материализованный портрет души
Василий Кандинский … Красота беспредметного искусства…
Кранах Лукас старший
Картины «двойники»
Конструктивизм и зимняя Олимпиада 2016
Ростовская финифть. Народный промысел. ЭТО ИНТЕРЕСНО Путешествуйте по миру, Друзья! Читайте в рубрике «Путешествия» моего Блога:
Королевство Камбоджа (Кампучия).
Великолепный Будапешт. Венгрия. Первое знакомство.
Рыбацкий бастион Венгрии
Венгерский Токай
Кофейни Будапешта
Достопримечательности Владимира
Суздаль. История Руси. Зарисовки