Домой / Искусство и Культура / Пиранези. Бумажная архитектура

Пиранези. Бумажная архитектура

Пиранези. Бумажная архитектура.

ГМИИ им.А.С.Пушкина. Вход на выставку работ Пиранези
ГМИИ им.А.С.Пушкина. Вход на выставку работ Пиранези

Друзья, приветствую вас. Сегодня мы отправимся в путешествие по Древнему Риму. Это путешествие стало возможным благодаря Джованни Баттиста Пиранези (1720 — 1778).

«Пиранези. До и после. Италия-Россия. XVIII - XXI века»
«Пиранези. До и после. Италия-Россия. XVIII — XXI века»

Вы наверняка знаете, что в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина этой осенью проходила выставка «Пиранези. До и после. Италия-Россия. XVIII — XXI века». Мне удалось посетить выставку этого удивительного Мастера. Сегодня хочу поделиться с вами моими впечатлениями. И, как обычно, все тонкости рассказывать не стану, ведь всегда приятнее самому «расследовать» творческие нюансы.

Джованни Баттиста Пиранези (1720 - 1778)
Джованни Баттиста Пиранези (1720 — 1778)

Всю жизнь Пиранези посвятил исследованию Древнего Рима. Его восхищал вид древних памятников. И мы обязаны Пиранези многими крупными археологическими открытиями. Как уроженца Венеции, города на воде, среди прочего его интересовали гидравлические системы, а также строительные механизмы, о которых он рассказывал в своих пояснениях к гравюрам.

Пиранези часто «вписывал» древние сооружения в пейзаж, порой представлял их на архитектурных чертежах или картах, но всегда настолько умело размещал изображения на листе, что его можно назвать одним из крупнейших в истории мастеров построения композиции в графическом искусстве. А благодаря гравюрам идеи Пиранези получили широкое распространение и достигли России. Любимые архитекторы императрицы Екатерины II были лично знакомы с Пиранези.

Интересно, что вначале Пиранези, архитектор по образованию, вовсе не собирался ни становиться гравером, ни обращаться к жанру топографического пейзажа. Он мечтал проектировать и строить, осуществляя в материале фантастические замыслы, рождавшиеся в его голове под впечатлением от величественных руин древнего Рима. Но построить ему суждено было лишь одно здание — церковь Санта Мария дель Приорато на Авентине. А всю свою любовь к каменному зодчеству, смелые мечты и глубокое познание он воплотил в картинах, гравюрах, став величайшим офортистом XVIII века. Пиранези сумел передать в офорте неповторимый облик Вечного города, величие его античного прошлого, строгую торжественность архитектуры Возрождения, безудержную фантазия и пышность барокко.

Чтобы вы, Друзья, смогли сравнить «прошлое» и «настоящее» время, я размещаю для вас работу Пиранези и затем фотографию места в наше время.

Амфитеатр Флавиев, именуемый Колизей, лист из сюиты «Виды Рима…» , 1776, офорт, резец. Пиранези.
Амфитеатр Флавиев, именуемый Колизей, лист из сюиты «Виды Рима…» , 1776, офорт, резец. Пиранези.

Итак, перед вами, Друзья, Амфитеатр Флавиев, именуемый Колизей, лист из сюиты «Виды Рима…» , 1776, офорт, резец .

Фотография Колизея 2016, Джанлука Баронкелли
Фотография Колизея 2016, Джанлука Баронкелли

И фотография Колизея 2016 Джанлука Баронкелли.

Собор Святого Петра с площадью и колоннадой, лист из сюиты «Виды Рима…» , 1775, офорт, резец
Собор Святого Петра с площадью и колоннадой, лист из сюиты «Виды Рима…» , 1775, офорт, резец

Собор святого Петра с площадью и колоннадой, лист из сюиты «Виды Рима…» , 1775, офорт, резец. Пиранези  (смотрите фотографию выше).   И …

Собор Святого Петра , фотография 2016 Джанлука Баронкелли.
Собор Святого Петра , фотография 2016 Джанлука Баронкелли.

фотография 2016 Джанлука Баронкелли.

Вид большого фонтана Треви, лист из сюиты «Виды Рима…», 1750, офорт, резец. Пиранези
Вид большого фонтана Треви, лист из сюиты «Виды Рима…», 1750, офорт, резец. Пиранези

На фотографии выше — Вид большого фонтана Треви, лист из сюиты «Виды Рима…», 1750, офорт, резец. И…..

Фотография фонтана Треви 2016 Джанлука Баронкелли.
Фотография фонтана Треви 2016 Джанлука Баронкелли.

фотография фонтана Треви 2016 Джанлука Баронкелли.

Хочу, Друзья, также коснуться ещё одного цикла Пиранези — «Темницы…», или по-итальянски «Carceri…». Этот цикл приобрёл славу одного из главного шедевров мирового искусства всех времён. Раннее издательство (1749) состояло из 14 листов и имело название «Причудливые воображаемые темницы, выполненные в технике офорта и выпущенные в свет Джованни Буцардом, торговцем на Корсо».

"Воображаемые темницы..." 1761, офорт, резец. Пиранези
«Воображаемые темницы…» 1761, офорт, резец. Пиранези

В 1761 году Пиранези кардинально переработал серию. Все доски были перегравированы, композиции «обросли» новыми подробностями и деталями, сообщающими сценам мрачный и трагический оттенок, они включают изображения пленников и сцены мучений. Пугающие инструменты пыток, сломанные или «рвущиеся» в воздухе мосты, заполняющая пространство тьма…. Было изменено и название, на титуле появились «Воображаемые темницы…». По-прежнему не существует однозначного объяснения причин, по которым Пиранези вернулся к своей ранней серии… Но именно вторая, переработанная серия, вызвала большой интерес, и в конечном счёте получила всемирную известность .

Колодец. Лист XIII к сюите «Воображаемые темницы…». Пиранези
Колодец. Лист XIII к сюите «Воображаемые темницы…». Пиранези

Колодец. Лист XIII к сюите «Воображаемые темницы…» (смотрите фотографию выше)

Колонна с цепями. Лист XVI к сюите «Воображаемые темницы…». Пиранези
Колонна с цепями. Лист XVI к сюите «Воображаемые темницы…». Пиранези

Колонна с цепями. Лист XVI к сюите «Воображаемые темницы…» (смотрите фотографию выше)

Разводной мост. Лист VIII к сюите «Воображаемые темницы…». Пиранези
Разводной мост. Лист VIII к сюите «Воображаемые темницы…». Пиранези

Разводной мост. Лист VIII к сюите «Воображаемые темницы…» (смотрите фотографию выше)

Пытка дыбой. Лист II к сюите «Воображаемые темницы…». Пиранези
Пытка дыбой. Лист II к сюите «Воображаемые темницы…». Пиранези

Пытка дыбой. Лист II к сюите «Воображаемые темницы…» (смотрите фотографию выше).

Хочу, Друзья, показать вам в приближённой фотографии лишь небольшой элемент медной доски. Вы только посмотрите насколько тонкая работа….

Элемент медной доски
Элемент медной доски

Закончить мой пост о Пиранези , Друзья, хочу всё-таки на позитивных работах Художника.
Колонна Марка Аврелия. Главный вид. Лист из серии «Трофей, или великолепная витая мраморная колонна…», 1774-1779, офорт, резец, Пиранези. Хранится работа в ГМИИ им. А.С.Пушкина:

Колонна Марка Аврелия. Главный вид. Лист из серии «Трофей, или великолепная витая мраморная колонна…», 1774-1779, офорт, резец. Пиранези. Хранится ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Колонна Марка Аврелия.

На гравюре представлен главный вид древнеримского монумента. Пиранези подробнейшим образом воспроизвёл рельефы со сценами военных походов императора Марка Аврелия (121-180) против германских и сарматских племён (смотрите фотографию ниже).

Колонна Марка Аврелия (элемент). Главный вид. Лист из серии «Трофей, или великолепная витая мраморная колонна…», 1774-1779, офорт, резец, Пиранези. Хранится ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Колонна Марка Аврелия (элемент). Главный вид. Лист из серии «Трофей, или великолепная витая мраморная колонна…», 1774-1779, офорт, резец, Пиранези. Хранится ГМИИ им. А.С.Пушкина.

Колонна Марка Аврелия полая внутри. В ней находится винтовая лестница, ведущая на вершину, на которой в древности стояла скульптура императора. Гравюра отпечатана с шести досок.

Друзья, на сегодня всё, я прощаюсь с вами. Желаю вам культурного обогащения при посещении музеев нашей замечательно Москвы.

Здание ГМИИ им.А.С.Пушкина. Очередь в музей
Здание ГМИИ им.А.С.Пушкина. Очередь в музей

До новых встреч на страницах Блог Татьяны Козловой! Follow me!

ЭТО ИНТЕРЕСНО О прогулках по Москве читайте в Блоге Татьяны Козловой:
Интересные места в Архангельском переулке Москвы
О Храмах Москвы разных конфессий
Посольские особняки. Москва.
Библиотека им. А.П. Боголюбова — особняк А.П.Боголюбова
Артиллерийский двор в Москве

ЭТО ИНТЕРЕСНО Читайте в рубрике «Искусство и культура» Блога Татьяны Козловой:
Айвазовский. Мастер русской марины.
Лев Бакст. Русские сезоны
Фантасмагория Иеронима Босха.
Фёдор Рокотов. Материализованный портрет души
Василий Кандинский … Красота беспредметного искусства…
Кранах Лукас старший 
Картины «двойники» 
Конструктивизм и зимняя Олимпиада 2016
Ростовская финифть. Народный промысел.

ЭТО ИНТЕРЕСНО Путешествуйте по миру, Друзья! Читайте в рубрике «Путешествия» моего Блога:

Королевство Камбоджа (Кампучия).

Великолепный Будапешт. Венгрия. Первое знакомство.
Рыбацкий бастион Венгрии
Венгерский Токай 
Кофейни Будапешта 

ЭТО ИНТЕРЕСНО Исследуем родные просторы в рубрике «Путешествия» и «Искусство и культура».
Достопримечательности Владимира 
Суздаль. История Руси. Зарисовки

О программе Admin

Смотрите также

Москва сквозь века

Москва сквозь века Друзья, всем привет! В Москве, в Инженерном корпусе Третьяковской галерее проходит замечательная …