Лев Бакст. Искусство. Выставка. Русские сезоны. Сергей Дягилев.
Друзья, всем привет! Рада приветствовать вас на страницах рубрики «Искусство и культура» моего блога.
Как я ждала эту выставку, анонс был весной и вот наконец-то! Хочу поделиться с вами моими впечатлениями от выставки Л.Бакста.
Итак, Лев Бакст….
Скульптор, плакатист, иллюстратор, ювелир, фотограф, дизайнер интерьеров, создатель высокой моды, художник….
Лев Бакст — Лейб-Хаим Израилевич Розенбер (псевдоним Бакст — от фамилии Бакстер по линии деда по материнской линии), родился в 1866 году в Гродно в обеспеченной еврейской семье, окончил гимназию, здесь, Друзья, хочется отметить, что раньше гимназическое образование было достаточно серьезным, выпускники, например, знали минимум 2 иностранных языка. После окончания гимназии Бакст поступил в Академию художеств в Санкт Петербурге. В этот период Санкт Петербург считался «островом искусств», все художники стремились сюда, Бакст не был исключением, хотя карьеру тогда в этом городе ему не удалось выстроить, причина — его работы на религиозные темы «не соответствовали канонам». Поэтому Бакст уехал в Париж (при этом очень часто ездит в Санкт Петербург).
Как я вам всегда советую, при изучении произведений мастеров, начните с изучения эпохи, в которую они творили — именно это позволит вам раскрыть, а затем и понять глубину смысла произведения.
Давайте немножко раскроем специфику тех лет, постараемся понять в какой среде творил Бакст…
В Париже Бакст знакомится с финским художником Эдельфельтом (кстати, общался с ним на французском языке), становится его учеником, тогда его манера письма развивалась под стилем академичности (точная символика, томные позы). Что было модно изображать в 80 годы 18 столетия? Модно было «рисовать» детей, погруженных в насыщенную бытовую среду, дам в томных позах, облокотившихся на каминную стойку… .
А под влиянием Жерома, в студию которого ходил Бакст, стал изображать рабынь «в условиях стесненности» (заключение, подземелье, невольничество). Очень любили экзотические темы, например греческие термы… Представляете, Друзья, вот даже мастерские художников были оформлены в таком же стиле. Здесь, Друзья, нужно отметить, что при оформлении интерьера студий использовались только подлинники — щиты, вазы, мечи. Именно в эти годы (1903) начались раскопки в Крите Кносского дворца и эта тематика чётко прослеживается в работах Бакста — в орнаментах \ принтах одежды, оформлении декораций (смотрите фото). Позже (примерно в 1907) Бакст ездил в Грецию и видел фрески Кносского дворца своими глазами.
В эти годы было само собой разумеющимся иметь художнику не только художественное образование, но и иметь глубокие знания истории. Вот знание античности + востока дали ту неповторимость уникальность своеобразие картинам Бакста.
Восточные красавицы Бакста, который никогда не был на Востоке, потрясают своим великолепием и утончённостью, а ведь он писал их исходя из своих знаний, на основе прочитанных книг, изучения культуры стран Востока. Какая глубина знаний предмета, не правда ли, Друзья?
Восточная экзотика — манипуляция с завязками, шнурками, цепочками — всё это было на «Ура» принято Европой. Он открыл новое неожиданное необычное. А вот, например, пояс, интересно схватывающий хитон или талию, не только восхищал, но и был «взят на вооружение» модницами. Да и до сих пор модницы всего мира берут идеи Бакста «на карандаш»: сандалии, обхватывающие щиколотку, браслеты, цепочки, завораживающе колыхающиеся в такт ходьбе, восточные и античные принты, никогда не выходящие из моды…(смотрите фотографии)
Москва. Создан художником под впечатлением танца балерины Иды Рубинштейн, участницы «Русских сезонов» Дягилева. Саломея – дочь Иродиады жены царя Ирода, просит в награду за исполненный ею танец семи покрывал голову пророка Иоанна Крестителя. Вообще, «Саломея» считалась достаточно «вольным» произведением по тем временам. И когда в 1907 году Московский Художественный театр обратился к театральному цензору за разрешением на постановку «Саломеи», ему было отказано. Именно поэтому несколько театров поставили сокращенный вариант пьесы под названием «Танец семи покрывал». Но!!! Но танец с семью покрывалами, поставленный известным балетмейстером Михаилом Фокиным для Иды Рубинштейн, в 1909 году перекочевал в балет «Египетские ночи», как и сам костюм Саломеи, который Л. Бакст нарисовал специально для Иды Рубинштейн.
Что ещё повлияло на «технику» Бакста?
Опять же обратимся к специфике 90-х 18 столетия. В арт среде идёт увлечение биополями, потоками биоэнергии, астральными телами. Бакст не был исключением. Бакст считал, что тело окружено различными «облаками» (теми самыми сгустками энергии), которые и помогают телу двигаться и изгибать своё тело в различные позы. И правда, обратите внимание, Друзья, как на картинах Бакста изображены танцоры. Вот многие историки искусства не видят ничего необычного — ведь Бакст изображал балерин, танцовщиков,- им же свойственна необычная пластика тела. Но вы теперь знаете и мнение самого Бакста на пластику тела :0)…. Ещё тогда в Англии появилось новое течение — изображение тела в «воронке, вихре», так вот Бакст и это взял «на заметку» (смотрите фотографии).
Но настоящая слава и признание к Баксту пришли с дягилевскими «Русскими сезонами».
В 1897 создается объединение Мир Искусств, появляются новые течения в мире искусства. Бакст был знаком с Андреем Белым, Пикассо, Климтом (один из любимых моих художников). Бакст знакомится с Сергеем Павловичем Дягилевым (в 1872г родился), который является основоположником системы менеджмента (!). Все современники Дягилева говорили, что он обладал изумительным личным обаянием, а вот в гимназии был двоечником, его девиз — «отказ от того что скучно в пользу того что мило душе». Увлекался музыкой. Получил юридическое образование в университете Санкт Петербурга. Что связывало Дягилева и Бакста? Говорят, отрицание академичности и поиск новых выражений искусства.
На фотографии вверху: Костюм Вацлава Нижинского в партии Призрак розы для балета на музыку К.М.фон Вебера «Призрак розы» (1911),шёлковое джерси, чесуча, роспись; тесьма, сетка; кожа, аппликация (туфли) создан по эскизу Л.Бакста. Хранится в СПб, в музее Академии русского балета им.А.Я. Вагановой.
Благодаря успеху спектаклей С.Дягилева, Л. Бакст стал необычайно популярным в Париже и всей Европе.
Благодаря ему даже появился новый вид экспозиционной деятельности: выставки костюмов и декораций постановок – раньше этого не было.
Придуманные Бакстом приемы оформления положили начало новой эпохе в балетной сценографии.
Бакст — ведущий художник «Русских сезонов», его имя гремело рядом с именами лучших исполнителей и знаменитых балетмейстеров.
На фотографии вверху: Костюм японской куклы для Веры Трефиловой к балету на музыку Й.Байера «Фея кукол» (1903), шёлк, атлас, роспись, создан по эскизу Л.Бакста. Хранится в СПБ Государственном музее театрального и музыкального искусства.
После ссоры с Дягилевым он уезжает в США (примерно1920) , где проходят его выставки, он пишет портреты, читает лекции об основных принципах подбора одежды, как корректировать фигуру с помощью одежды, цветов и орнамента, о важности аксессуаров, о тонкостях адаптации новомодных тенденций (стилист, имиджмейкер — работа с личным брендом — не правда ли, Друзья :0)?).
Это интересно: Труакар по рисунку Л.Бакста для балерины Екатерины Гельцер (1913), выполнен в ателье Ламановой (Москва), шёлковый тюль, расшитый бисером-рубкой и стеклярусом. Хранится в фонде Александра Васильева. «Если дама накинула на себя в дневное время труакар, это могло свидетельствовать, что у дамы уже сложились планы и на предстоящий вечер» :0). Для справки: труакар — верхняя женская одежда что-то вроде длинного жакета «три четверти», модный и поныне.
Это интересно: На фотографии вверху: Панно «Пробуждение». Панно на тему сказки Ш.Перро «Спящая красавица» для особняка Джеймса де Ротшильда в Лондоне (1913-1922), холст, масло. Всего Бакст исполнил 7 панно. В качестве моделей для персонажей «Спящей красавицы» ему позировали члены семьи Ротшильдов, их друзья, прислуга и даже домашние животные :0).В Штатах Л. Бакст создаёт серию рисунков для печати по шёлку (смотрите фотографии).
На фотографии ниже: «Две беотийки» Л.Бакст. Бронислава Нижинская и Вера Фокина в партии Беотиек: эскиз костюмов к балету на музыку Н.Черепнина «Нарцисс»(около 1911г). Бумага верже, графитный карандаш, акварель, серебряная краска. Хранится в Санкт Петербурге в Государственном музее театрального и музыкального искусства.
Это интересно: «Послеполуденный отдых фавна» (смотрите фотографию ниже). На картине Вацлав Нижинский в роли фавна в балете К.Дебюсси. Хранится Уодсворт Атенеум Хартфорд. Одноактная хореографическая картина двадцатитрёхлетнего (!!!) Вацлава Нижинского, на основе стихотворения Стефана Малларме. Музыка (прелюдия)Клод Дебюсси. Постановка для «Русских балетов» Сергея Дягилева (1912г). Хореограф и солист Вацлав Нижинский. Вот идею костюма Бакста к «Послеполуденному сну фавна» взял и Фредди Меркьюри. Хореограф клипа Уэйн Иглинг позже сказал: «Во время съемок Фредди Меркьюри работал как профессионал высшей пробы. У Фредди давно засел в голове образ фавна Нижинского, играющего на дудочке…» Фотографию прилагаю, смотрите ниже.Так много хочется ещё рассказать вам, Друзья, но всё же остановлюсь :0).
Друзья, если у вас будет время, искренне вам советую — обязательно посетите выставку Бакста! Уверяю вас- не пожалеете. Выставка к 150-летию Бакста поистине уникальна: картины -пейзажи и портреты, эскизы, фотографии, костюмы, созданные по эскизам Бакста, панно, ткани. Из совета — рассматривайте Бакста «нос к носу», как я обычно говорю :0), вы поймете почему — Бакст писал золотой и серебряной краской, а они дают чУдные переливы и акценты.
Друзья, надеюсь, я «заразила» вас Бакстом! Следуйте за мной к Баксту :0)!
Друзья, желаю вам незабываемых впечатлений от знакомства с работами Бакста на выставках или при изучении художественных альбомов, литературы!
До встречи на страницах рубрики «Искусство и культура» блога! Follow me.