Лев Бакст

Лев Бакст. Искусство. Выставка. Русские сезоны.  Сергей Дягилев.
Друзья, всем привет! Рада приветствовать вас на страницах рубрики «Искусство и культура» моего блога.

Как я ждала эту выставку, анонс был весной и вот наконец-то! Хочу поделиться с вами моими впечатлениями от выставки Л.Бакста.

Татьяна Козлова. Выставка Л.Бакста
Татьяна Козлова. Выставка Л.Бакста

Итак, Лев Бакст….

Скульптор, плакатист, иллюстратор, ювелир, фотограф, дизайнер интерьеров, создатель высокой моды, художник….

Лев Бакст — Лейб-Хаим Израилевич Розенбер (псевдоним Бакст — от фамилии Бакстер по линии деда по материнской линии), родился в 1866 году в Гродно в обеспеченной еврейской семье, окончил гимназию, здесь, Друзья, хочется отметить, что раньше гимназическое образование было достаточно серьезным, выпускники, например, знали минимум 2 иностранных языка. После окончания гимназии Бакст поступил в Академию художеств в Санкт Петербурге. В этот период Санкт Петербург считался «островом искусств», все художники стремились сюда, Бакст не был исключением, хотя карьеру тогда в этом городе ему не удалось выстроить, причина — его работы на религиозные темы «не соответствовали канонам». Поэтому Бакст уехал в Париж (при этом очень часто ездит в Санкт Петербург).

Как я вам всегда советую, при изучении произведений мастеров, начните с изучения эпохи, в которую они творили — именно это позволит вам раскрыть, а затем и понять глубину смысла произведения.
Давайте немножко раскроем специфику тех лет, постараемся понять в какой среде творил Бакст…

В Париже Бакст знакомится с финским художником Эдельфельтом (кстати, общался с ним на французском языке), становится его учеником, тогда его манера письма развивалась под стилем академичности (точная символика, томные позы). Что было модно изображать в 80 годы 18 столетия? Модно было «рисовать» детей, погруженных в насыщенную бытовую среду, дам в томных позах, облокотившихся на каминную стойку… .
А под влиянием Жерома, в студию которого ходил Бакст, стал изображать рабынь «в условиях стесненности» (заключение, подземелье, невольничество). Очень любили экзотические темы, например греческие термы… Представляете, Друзья, вот даже мастерские художников были оформлены в таком же стиле. Здесь, Друзья, нужно отметить, что при оформлении интерьера студий использовались только подлинники — щиты, вазы, мечи. Именно в эти годы (1903) начались раскопки в Крите Кносского дворца и эта тематика чётко прослеживается в работах Бакста — в орнаментах \ принтах одежды, оформлении декораций (смотрите фото). Позже (примерно в 1907) Бакст ездил в Грецию и видел фрески Кносского дворца своими глазами.

В эти годы было само собой разумеющимся иметь художнику не только художественное образование, но и иметь глубокие знания истории. Вот знание античности + востока дали ту неповторимость уникальность своеобразие картинам Бакста.
Восточные красавицы Бакста, который никогда не был на Востоке, потрясают своим великолепием и утончённостью, а ведь он писал их исходя из своих знаний, на основе прочитанных книг, изучения культуры стран Востока. Какая глубина знаний предмета, не правда ли, Друзья?
Восточная экзотика — манипуляция с завязками, шнурками, цепочками — всё это было на «Ура» принято Европой. Он открыл новое неожиданное необычное. А вот, например, пояс, интересно схватывающий хитон или талию, не только восхищал, но и был «взят на вооружение» модницами. Да и до сих пор модницы всего мира берут идеи Бакста «на карандаш»: сандалии, обхватывающие щиколотку, браслеты, цепочки, завораживающе колыхающиеся в такт ходьбе, восточные и античные принты, никогда не выходящие из моды…(смотрите фотографии)

Эскиз костюма Саломеи к драме О. Уайльда «Саломея». Л.Бакст
Эскиз костюма Саломеи к драме О. Уайльда «Саломея». Л.Бакст
Это интересно:  «Танец семи покрывал». Эскиз костюма Саломеи к драме Оскара Уайльда «Саломея», 1908. Серая бумага, графитный карандаш, акварель, тушь, белила, золото, серебро. Государственная Третьяковская галерея
Москва. Создан художником под впечатлением танца балерины Иды Рубинштейн, участницы «Русских сезонов» Дягилева. Саломея – дочь Иродиады жены царя Ирода, просит в награду за исполненный ею танец семи покрывал голову пророка Иоанна Крестителя. Вообще, «Саломея» считалась достаточно «вольным» произведением по тем временам. И когда в 1907 году Московский Художественный театр обратился к театральному цензору за разрешением на постановку «Саломеи», ему было отказано. Именно поэтому несколько театров поставили сокращенный вариант пьесы под названием «Танец семи покрывал». Но!!! Но танец с семью покрывалами, поставленный известным балетмейстером Михаилом Фокиным для Иды Рубинштейн, в 1909 году перекочевал в балет «Египетские ночи», как и сам костюм Саломеи, который Л. Бакст нарисовал специально для Иды Рубинштейн.

Что ещё повлияло на «технику» Бакста?
Опять же обратимся к специфике 90-х 18 столетия. В арт среде идёт увлечение биополями, потоками биоэнергии, астральными телами. Бакст не был исключением. Бакст считал, что тело окружено различными «облаками» (теми самыми сгустками энергии), которые и помогают телу двигаться и изгибать своё тело в различные позы. И правда, обратите внимание, Друзья, как на картинах Бакста изображены танцоры. Вот многие историки искусства не видят ничего необычного — ведь Бакст изображал балерин, танцовщиков,- им же свойственна необычная пластика тела. Но вы теперь знаете и мнение самого Бакста на пластику тела :0)…. Ещё тогда в Англии появилось новое течение — изображение тела в «воронке, вихре», так вот Бакст и это взял «на заметку» (смотрите фотографии).

Эскиз костюма Пери к балету «Пери» Л.Бакст.
Эскиз костюма Пери к балету «Пери» Л.Бакст.
Это интересно:«Эскиз костюма Пери к балету «Пери»» Л.Бакст. Дягилев отменил балет предположительно из-за спора с Дюка по поводу танцовщицы Наталии Трухановой, которая по замыслу Дюка должна была танцевать главную партию, а также из-за задержек в работе Бакста. Версия Трухановой иная — музыка Дюка не произвела на неё впечатления и композитор был вынужден её переделать. А после замены Нижинского на А.Больма, Труханова покинула труппу. Свою версию «Пери» она поставила в хореографии Ивана Хлюстина и оформлении Рене Пио в июне 1912 года. «Пери», одноактный балет на сюжет персидской сказки. Музыка П.Дюка, постановка Сергея Дягилева для «Русских сезонов».

Но настоящая слава и признание к Баксту пришли с дягилевскими «Русскими сезонами».
В 1897 создается объединение Мир Искусств, появляются новые течения в мире искусства. Бакст был знаком с Андреем Белым, Пикассо, Климтом (один из любимых моих художников). Бакст знакомится с Сергеем Павловичем Дягилевым (в 1872г родился), который является основоположником системы менеджмента (!). Все современники Дягилева говорили, что он обладал изумительным личным обаянием, а вот в гимназии был двоечником, его девиз — «отказ от того что скучно в пользу того что мило душе». Увлекался музыкой. Получил юридическое образование в университете Санкт Петербурга. Что связывало Дягилева и Бакста? Говорят, отрицание академичности и поиск новых выражений искусства.

Костюм В Нижинского "Призрак розы" по эскизам ЛБакста
Костюм В Нижинского «Призрак розы» по эскизам ЛБакста

На фотографии вверху: Костюм Вацлава Нижинского в партии Призрак розы для балета на музыку К.М.фон Вебера «Призрак розы» (1911),шёлковое джерси, чесуча, роспись; тесьма, сетка; кожа, аппликация (туфли) создан по эскизу Л.Бакста. Хранится в СПб, в музее Академии русского балета им.А.Я. Вагановой.

Вацлав Нижинский в партии "Призрак розы"
Вацлав Нижинский в партии «Призрак розы»

Благодаря успеху спектаклей С.Дягилева, Л. Бакст стал необычайно популярным в Париже и всей Европе.

Эскиз декорации Л.Бакста к трагедии «Федра»
Эскиз декорации Л.Бакста к трагедии «Федра»

Благодаря ему даже появился новый вид экспозиционной деятельности: выставки костюмов и декораций постановок – раньше этого не было.

Эскиз костюма придворной к опере "Федра". Л.Бакст
Эскиз костюма придворной к опере «Федра». Л.Бакст

Придуманные Бакстом приемы оформления положили начало новой эпохе в балетной сценографии.
Бакст — ведущий художник «Русских сезонов», его имя гремело рядом с именами лучших исполнителей и знаменитых балетмейстеров.

Костюм японской куклы по эскизу Л.Бакста к балету "Фея кукол"
Костюм японской куклы по эскизу Л.Бакста к балету «Фея кукол»

На фотографии вверху:  Костюм японской куклы для Веры Трефиловой к балету на музыку Й.Байера «Фея кукол» (1903), шёлк, атлас, роспись, создан по эскизу Л.Бакста. Хранится в СПБ Государственном музее театрального и музыкального искусства.

После ссоры с Дягилевым он уезжает в США (примерно1920) , где проходят его выставки, он пишет портреты, читает лекции об основных принципах подбора одежды, как корректировать фигуру с помощью одежды, цветов и орнамента, о важности аксессуаров, о тонкостях адаптации новомодных тенденций (стилист, имиджмейкер — работа с личным брендом — не правда ли, Друзья :0)?).

Труакар по эскизу Л.Бакста
Труакар по эскизу Л.Бакста

Это интересно:   Труакар по рисунку Л.Бакста для балерины Екатерины Гельцер (1913), выполнен в ателье Ламановой (Москва), шёлковый тюль, расшитый бисером-рубкой и стеклярусом. Хранится в фонде Александра Васильева. «Если дама накинула на себя в дневное время труакар, это могло свидетельствовать, что у дамы уже сложились планы и на предстоящий вечер» :0). Для справки: труакар — верхняя женская одежда что-то вроде длинного жакета «три четверти», модный и поныне.

Эскиз дамского туалета
Эскиз дамского туалета
Панно "Пробуждение". Л.Бакст
Панно «Пробуждение». Л.Бакст
Это интересно:   На фотографии вверху: Панно «Пробуждение». Панно на тему сказки Ш.Перро «Спящая красавица» для особняка Джеймса де Ротшильда в Лондоне (1913-1922), холст, масло. Всего Бакст исполнил 7 панно. В качестве моделей для персонажей «Спящей красавицы» ему позировали члены семьи Ротшильдов, их друзья, прислуга и даже домашние животные :0).

В Штатах Л. Бакст создаёт серию рисунков для печати по шёлку (смотрите фотографии).

Часть рисунков Л.Бакста для печати по шёлку
Часть рисунков Л. Бакста для печати по шёлку

На фотографии ниже: «Две беотийки» Л.Бакст. Бронислава Нижинская и Вера Фокина в партии Беотиек: эскиз костюмов к балету на музыку Н.Черепнина «Нарцисс»(около 1911г). Бумага верже, графитный карандаш, акварель, серебряная краска. Хранится в Санкт Петербурге в Государственном музее театрального и музыкального искусства.

"Две беотийки". Эскиз костюмов Л.Бакста к балету "Нарцисс"
«Две беотийки». Эскиз костюмов Л.Бакста к балету «Нарцисс»
Это интересно:  «Послеполуденный отдых фавна» (смотрите фотографию ниже). На картине Вацлав Нижинский в роли фавна в балете К.Дебюсси. Хранится Уодсворт Атенеум Хартфорд. Одноактная хореографическая картина двадцатитрёхлетнего (!!!) Вацлава Нижинского, на основе стихотворения Стефана Малларме. Музыка (прелюдия)Клод Дебюсси. Постановка для «Русских балетов» Сергея Дягилева (1912г). Хореограф и солист Вацлав Нижинский. Вот идею костюма Бакста к «Послеполуденному сну фавна» взял и Фредди Меркьюри. Хореограф клипа Уэйн Иглинг позже сказал: «Во время съемок Фредди Меркьюри работал как профессионал высшей пробы. У Фредди давно засел в голове образ фавна Нижинского, играющего на дудочке…» Фотографию прилагаю, смотрите ниже.

«Послеполуденный отдых фавна». Л.Бакст
«Послеполуденный отдых фавна». Л.Бакст
Фредди Меркьюри "Сон фавна"
Фредди Меркьюри «Отдых фавна»

Так много хочется ещё рассказать вам, Друзья, но всё же остановлюсь :0).

Друзья, если у вас будет время, искренне вам советую — обязательно посетите выставку Бакста! Уверяю вас- не пожалеете. Выставка к 150-летию Бакста поистине уникальна: картины -пейзажи и портреты, эскизы, фотографии, костюмы, созданные по эскизам Бакста, панно, ткани. Из совета — рассматривайте Бакста «нос к носу», как я обычно говорю :0), вы поймете почему — Бакст писал золотой и серебряной краской, а они дают чУдные переливы и акценты.

Друзья, надеюсь, я «заразила» вас Бакстом! Следуйте за мной к Баксту :0)!

Друзья, желаю вам незабываемых впечатлений от знакомства с работами Бакста на выставках или при изучении художественных альбомов, литературы!

До встречи на страницах рубрики «Искусство и культура» блога! Follow me.

О программе Admin

Смотрите также

Москва сквозь века

Москва сквозь века Друзья, всем привет! В Москве, в Инженерном корпусе Третьяковской галерее проходит замечательная …