Иероним Босх.
Фантасмагория? — любопытство! Страх? — переживание неизведанного! Хаос?- Игра воображения!
Впервые оригинал картины Босха я увидела в Вене…. сильное было впечатление. И когда я услышала об открытии выставки — медиапроекте картин Босха, то решила, что не пойду — как экран может передать кисть художника? Но, реклама и моё любопытство победили :0) , я сходила на проект и хочу поделиться с вами, Друзья, впечатлениями.
Я напишу о том, о чём не упоминается ни на выставке, ни в рекламных буклетах.
Это медиапроект одной картины Босха, самой известной — «Сад земных наслаждений».
Триптих «Сад земных наслаждений» состоит из трёх створок — представьте окно, которое прикрывают ставни. Роспись есть на 5 «плоскостях», т.е.: две внешние стороны створок, две внутренние стороны створок и, собственно, само «окно» — ещё одна плоскость. На выставке показан только «разворот» — три внутренних полотна. А жаль…., т.к. на внешних створках написана картина сотворения мира и это как бы предыстория, предвкушение, ты испытываешь интерес, волнение….- что же там — за закрытыми дверями?????
Немного о самом Босхе:
Он из семьи художников. Представляете, Друзья, сохранились метрики тех времен! Известны имена его отца, деда, близких родственников. Босх был из достаточно зажиточной семьи. Был не только художником, он профессионально владел плотницким делом, был каменщиком и декоратором.
Сам Боcх не давал названия картинам (все названия — «каталожные»). Многие картины исполнены на доске. Он не написал свой автопортрет, но как он выглядел, мы всё же знаем — присмотритесь к картинам — и вы увидите повторяющееся из картины в картину лицо — это Босх.
Настоящее имя Иеронима Босха — Ерун Антонисон ван А́кен. Есть принятая версия происхождения псевдонима (её можно посмотреть, например, в википедии), я поделюсь с вами версией, которая, на мой взгляд, больше «подходит» загадочному Босху.
Есть предположение, что его имя Jeroen (Ерун) созвучно с Jheronimus (Иероним) имеют единую производную от латинского слова «художник». Фамилия Босх — это сокращённое от названия родного города Хертогенбос . Т.е. получается, что Иероним Босх — это «Художник из Боса»? Кстати, нидерландцы именно так произносят фамилию художника Бос (без «х»).
Почему он взял псевдоним??? Может не хотел «сливаться» с «родовой фамилией»? хотел независимости???другие причины??? К сожалению, история умалчивает…..
Прежде чем рассказывать о картине (картинах) Босха, нужно немного рассказать о том времени и месте, когда и где жил Босх, но не об эпохе в целом и тенденциях в мире, а именно конкретно о Нидерландах XIV столетия. Набожность, безумный страх страшного суда, ссожение ведьм на костре, алхимия, астрология, чёрная магия…..- о какую картинку я нарисовала вам! (а в Италии в это время был Леонардо да Винчи!).
Каждое ремесло имело свои чёткие критерии отличия, начиная с одежды, поэтому, присмотревшись к полотнам Босха, вы сможете легко отличить плотника от рыбака, например. Кстати, нищенство также считалось ремеслом и было неотъемлемой частью городской жизни — нищих вы также легко теперь узнаете на картинах Босха и будите знать почему они там присутствуют :0).
Для людей того времени пламя преисподней было реальностью, ведь тогда сжигали людей на огне — в гиене огненной, поэтому и огонь на картинах Босха «настоящий»- он был свидетелем таких сожжений.
Всё неизвестное и непознанное считалось «от сатаны», а значит, подлежало наказанию, все виды наказаний впитывались с молоком матери, их знал каждый ребенок. Пытки железом, например…. Теперь вы понимаете, Друзья, — многое на картинах Босха уже и не кажется чем-то фантастическим — это реальные картинки жизни…..
Босх, как и окружающие его люди, был набожным, именно поэтому в его картинах столько сюжетов рая, ада, описание грехов, библейских мотивов и, соответственно, все возможные способы наказания за прегрешения. При этом, картины наполнены многочисленными символами.
Например, картина-триптих «Воз сена» (на выставке не представлена :0( ) сатирическая, там изображены все великие времён Босха, включая и Папу. Сено — символ суеты и погони за деньгами, люди стяжают, мошенничают и убивают из-за денег (лезут на самую верхушку стога сена).
Не признавалась тогда и полифоническая музыка и все, кто её писал или исполнял, должны были понести наказание (сюжет ада в триптихе «Сада»).
Один из грехов — пьянство, тело — тухлое яйцо — это таверна, а сгнившие деревья — опора яйца — это ноги пьяницы, стоящие в зыбкой шатающейся лодке (сюжет в триптихе «Сада»)..
Именно обжорство (один из грехов), а не Сатана (как многие думают), пожирающий людей, есть в сюжете триптиха «Сада», его легко узнать — вместо шляпы этот грех носит кастрюлю, тело — это «варочная» плита тех времён, руки — вилки, ноги увязли в горшке, сам сидит на позорном стуле -толчке….пожирает само себя….пользы-то никакой….
Азартные игры тоже грех, но также и способ жизни тех времён (помните, как и ремесло нищенства?).
Некоторые картины Босха так и остались не «расшифрованными», специалисты говорят, что, возможно из-за использования Босхом двойного символизма, или толкования Библии, или толкования посылов братства «Белого лебедя» (больше известное как Братство Богоматери),членом которого являлся Босх… Вот, Друзья, у вас есть возможность заняться дешифровкой :0) полотен Босха.
На выставке есть буклеты с описанием символов, пояснения к сюжетам «Сада» — они помогут разобраться в хитросплетениях картин Босха. Стоит ли посетить выставку? — не знаю… «Ну, вот!», — скажете вы :0). Да, Друзья, у меня двоякое чувство. Дело в том, что в начале апреля я была на выставке Кандинского (описание есть в моем блоге). Выставлено два оригинала + «медийный» проект, я получила огромное удовольствие. Босх….мне кажется, качество подготовки проекта хромает. Но картины Босха, безусловно, достойны внимания!
Пожелание — Друзья, если вы надумаете пойти на медиапроект Босха, то обязательно чуть-чуть-чуть почитайте о его картинах, ну, даже мой пост подойдёт, если нет времени на «вычитку» профессиональных материалов о художнике. Зачем?- так вы лучше сможете погрузиться в атмосферу эпохи Босха, понять его картины, а самое главное — получить массу эмоций, самых-самых разных, возможно, неоднозначных :0) и противоречивых, но именно это и будет ценно! Чем разнообразнее наши эмоции, тем красочнее и «сочнее» наша жизнь!
Мой пост о Босхе вы также сможете найти и на моей страничке в ФБ, пройдя по ссылке, а также почитать там комментарии и мнения Друзей об искусстве Босха, присоединяйтесь!!!
Интересный факт:
«Deep Purple» — третий альбом одноименной английской группы Deep Purple, выпущенный в июне 1969 в США и в ноябре 1969 — в Соединенном Королевстве
Обложка:
На обложке использован фрагмент триптиха Иеронима Босха «Сад земных наслаждений», причем выбрана самая страшная демоническая часть триптиха. Обложку Deep Purple — посчитали антирелигиозной! Помните, я писала в блоге о некорректном толковании сюжетов картин Босха. Босх, всю жизнь трудившийся во славу Божию, наверное, перевернулся в гробу, услышав об этом. Тем не менее, многие магазины отказались тогда торговать этой пластинкой.
Цветная в оригинале картина оказалась на обложке черно-белой по технической ошибке в оригинальном макете. Группа, узнав об этом, решила оставить все как есть.
PS. У меня до сих пор хранятся записи группы ещё в лентах -на катушках :0) !
Друзья, желаю вам ярких впечатлений при соприкосновении с прекрасным! И жду вас в блоге «Искусство и Культура» для обсуждения работ Пикассо, Климта, Хальса….