Айвазовский Мастер русской марины
Потрясающе…волнующе…прекрасно…необычно…сильно — это лишь небольшая часть эпитетов впечатлений от выставки работ Айвазовского
Друзья, приветствую вас!
Вы наверняка уже знаете, Друзья, что Третьяковская галерея подготовила уникальный проект — выставку к 200-летию русского мариниста Ивана К. Айвазовского. Мы с вами с детства знает его «Девятый вал», в России — это одно из любимейших произведений отечественной живописи.
Я шла на выставку с большим желанием насладиться «морскими» полотнами художника — впитать в себя брызги морских волн, вдохнуть запаха свежего морского бриза.
Но на выставке, совершенно неожиданно для меня, меня ожидало потрясающее чудо — встреча с пейзажами и портретами кисти художника, графикой и полотнами Айвазовского на Библейские темы! Друзья, это нЕчто!
И сегодня я хочу поделиться с вами моими впечатлениями. Конечно — конечно — конечно же, мы с вами коснёмся и «морской» темы, но начать я хочу именно с пейзажей, графики и Библейских сюжетов Айвазовского. «Почему?», — спросите вы. Ответ в том, что это не только мои впечатления. Но ещё и очень важный момент — ни в одном анонсе настоящей выставки работ художника я не видела информации об экспонировании этого наследия.
Итак, следуйте за мной к Айвазовскому!
Давайте сначала чуть-чуть поговорим о самом художнике, а потом уже обратимся к его полотнам.
Иван Айвазовский родился 17 июля 1817 года. В книге рождений и крещений феодосийской армянской церкви будущий живописец был записан как «Ованес, сын Георга Айвазяна». Его предки, спасаясь от турецкого геноцида, бежали в Польшу. Именно там фамилия Айвазянов изменилась на Гайвазовские (на польский манер). Позже семья переехала из Галиции в Крым, в Феодосию. Привычная для нас фамилия «Айвазовский» появилась уже в 1840 году, именно тогда художник так стал подписывать свои работы.
Не стану давать вам всё жизнеописание художника, остановлюсь лишь на некоторых моментах.
Это интересно:
Учителем Айвазовского в петербуржской Академии художеств был Максим Никифорович Воробьёв. Воробьёв же учил живописи и другого русского мариниста А.П. Боголюбова, о котором я вам писала.
Это интересно:
Ещё студентом Иван Айвазовский познакомился с известным художником Карлом Брюлловым. Как признавался сам Айвазовский, именно картина К.Брюллова «Последний день Помпеи» и учитель М.Н Воробьёв во многом повлияли на формирование его «романтической» манеры письма — «выражение эмоций посредством цвета».
Это интересно:
В 1839 году генерал Н.Н. Раевский предлагает художнику принять участие в десантных операциях Черноморского флота у кавказских берегов — так родилась батальная живопись Айвазовского. Именно в эти годы он знакомится с П.Нахимовым, В.Корниловым, М.Лазаревым.
Любопытный факт:
Когда в 1846 году Айвазовский отмечал десятилетие своей творческой деятельности, для его приветствия из Севастополя пришла целая эскадра (!) под командованием В. Корнилова.
А теперь давайте полюбуемся полотнами Айвазовского. И начнём с картины «Зимний обоз в пути» (A Winter Caravan on the Road), написанной в 1857 году. Холст, масло, на выставку картина предоставлена Смоленским государственным музеем — заповедником (смотрите фотографию ниже).
СОВЕТ: Друзья, если вы посетите выставку, как обычно, советую вам любоваться этой картиной «нос к носу». Почему? Ведь она написана маслом? Да, именно так. Вы разглядите каждый заснеженный, покрытый инеем, волосок бороды ведущего обоз…. каждую искрящуюся снежинку, лучик зимнего солнышка…(а моя фотография картины, к сожалению, даёт только «общее» представление»). Картина магическим образом затягивает вас вовнутрь, в сюжет. Морозная туманная дымка окутывает, под ногами хрустит чистый упругий снежок, свежий воздух зимы бодрит….. Я подходила к картине несколько раз — она никак не отпускала меня, завораживая своим колдовством….Это интересно: В 1857 году на Международной выставке в Париже Айвазовский представил серию из четырёх картин «Четыре богатства России». Они были посвящены минеральным богатствам, земледелию, красоте природы. Предполагается, что «Зимний обоз в пути» входил в эту серию под названием «Сибирская степь зимою с тянущемся по дороге транспортом золота (минеральное богатство)». Это интересно: Айвазовский часто давал своим картинам вот такие «повествовательные» названия, которые затем «сокращались» галеристами. Так вот, сюжет с заснеженным караваном вызвал у французской критики ассоциацию со строками из поэмы В. Гюго «Шёл снег, шёл снег…» — для французской публики русская природа ассоциировалась прежде всего с зимним пейзажем.
Это интересно: На парижской выставке картины имели успех, за них Айвазовский был награждён орденом Почётного легиона и стал первым (!) кавалером этого ордена среди русских художников.
Теперь ещё одно чудо, только уже летнее — «Вид на Москву с Воробьёвых гор» (View of Moscow from the Sparrow Hills), 1851 год, холст, масло, Музейное объединение «Музей Москвы».
Мне картина была интересна с исторической точки зрения — любопытно было рассматривать старую Москву, отыскивать знакомые места (смотрите фотографию ниже).
На самой высокой точке правого берега, среди зарослей, видна крыша дворца графа М.А. Дмитриева-Мамонтова. За зелёными кронами деревьев поднимаются купола главного храма Донского монастыря. Низкий левый берег занят рощами, лугами и огородами. Здесь же видна церковь Тихвинской иконы Божией Матери в Малых Лужниках, ансамбль Новодевичья монастыря. На фоне Кремля узнаётся возводившийся в те годы Храм Христа Спасителя.
А вот эта картина произвела на меня очень сильное впечатление. Вы знаете, Друзья, я даже не могу чётко определить название моих чувств, вот, пожалуй, именно так — «сильное»!
«Гибель корабля «Лефорт». Аллегорическое изображение» («Shipwreck of The Lefort. An Allegory»), 1858 год, холст, масло, постоянно хранится в Центральном военно-морском музее Санкт-Петербурга (смотрите фотографию ниже).
И то, как «прописано» восхождение душ моряков, и светлый прозрачный неземной свет, принимающий их в свои объятия, и уходящее под воду днище корабля…..
Люди — посетители выставки, подолгу стоят около картины «Лефорта» и…
Молчат….
Пронизывающая тишина….
Никто не обменивается мнениями….
Да и нужны ли слова…?
Об истории создания картины:
Линейный корабль «Лефорт» был построен в Петербурге на верфях Нового Адмиралтейства в 1833-1835. В 1853 судно было переоборудовано для использования в качестве флагманского корабля генерал-адмирала. «Лефорт» участвовал в обороне Кронштадта в Крымскую войну (1853-1856). В сентябре 1857 на переходе из Ревеля в Кронштадт корабль попал в бурю, тяжёлые орудия под шквалом ветра и волн сместились и пробили борт. Судно опрокинулось и затонуло вместе со всей командой и пассажирами. Гибель корабля «Лефорт» по числу жертв являлась самой крупной катастрофой в истории Российского императорского флота. Число погибших составило 843 человека. Мгновенная гибель такого количества людей потрясла Россию. Айвазовский откликнулся на эту трагедию, написав аллегорическую картину.
Ну, что Друзья, теперь перейдём к классике?
Конечно же, «Девятый вал», 1850 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург (смотрите фотографию ниже).
Картина «Чёрное море», 1881 год, постоянная экспозиция в Государственной Третьяковской галерее, в Москве (смотрите фотографию ниже). Хочу остановиться на ней, т.к. на мой взгляд, в её истории есть интересный нюанс.
Это интересно: Большим поклонником «Чёрного моря» был И.Крамской — он даже включил его в собственную известную картину «Неутешное горе», поместив за спиной героини и сделав своеобразным «зеркалом» её душевных переживаний. Круто!Интересен факт смены названия картины. Первоначально Айвазовский дал картине название «На Чёрном море начинает разыгрываться буря», затем сократил повествовательное название — решил оставить только «чёрное море», тем самым объединить обобщённый образ морской стихии…
«Вид Константинополя при лунном освещении», 1846, холст, масло, Государственный Русский музей (смотрите фотографию ниже).
Ох, уж эти лунные дорожки Айвазовского…. Чудо!
Почему я выбрала именно эту картину? Читайте!
Это интересно:Турецкий султан был в восхищении от работы Айвазовского и даже заказал художнику серию видов Босфора, по завершению которой наградил его орденом «Османие». Айвазовский, узнавший (в 1890г.) о геноциде армян в Турции, выбросил этот орден в море.
«Утро на морском берегу. Судак», 1856 год (смотрите фотографию ниже)
Дымка утреннего света манит за собой…. море спокойно….и мне не хочется никуда спешить…созерцаю….
Не секрет, что Айвазовский никогда не был в Антарктиде, но вот его полотна поражают своей реалистичностью. Как он этого добивался? Давайте посмотрим картину «Ледяные горы в Антарктиде», 1870 (фотография ниже) и я расскажу вам как Айвазовский её писал.
Это интересно: Эта картина — показательный пример «сочинённых» произведений Айвазовского. Темой для картины стала южная экспедиция Ф. Беллинсгаузена, который в 1820 году открыл Антарктиду. Так вот, одним из двух кораблей экспедиции (парусным шлюпом «Мирный») тогда командовал будущий адмирал М.Лазарев, на его рассказы и опирался художник. СОВЕТ: не оставляйте без внимания второй этаж экспозиции — именно здесь выставлена графика художника, портреты, личные вещи Айвазовского.На мой взгляд, изумительно красив портрет второй жены Айвазовского, выполненный кистью художника, — А.Н.Саркизовой (смотрите фотографию ниже).
Друзья, вы только посмотрите на эту тонкую вуаль -дымку. А композиция? Акцент — на глаза, ведь только их хочется рассматривать!
Анна Никитична Саркизова, вдова феодосийского коммерсанта, была почти на 40 лет моложе Айвазовского, что не помешало ей стать его верной подругой.
Графика Айвазовского. Представьте, Друзья, ведь эта красота выполнена обычным грифельным карандашом! Глаз не отвести, как хороша (смотрите фотографию ниже).
Вот такая забавная историческая «справка» — меню обеда в честь 60-летия художественной деятельности И.К.Айвазовского. Друзья, обратите внимание на названия блюд меню: Суп «Чёрное море»; пирожки «Хаос»; Борщок «Средиземное море»; Осетрина «Посейдон»; Зелень «Капри» и т.д. :0)(смотрите фотографию внизу)!
Ещё чуть-чуть интересных фактов об Айвазовском.
Это интересно:
Как и любой мастер, Айвазовский мечтал об учениках. И они у него были. И вот курьёзный факт — трепетно относясь к своим педагогическим обязанностям, художник умудрился «просмотреть» талант юного Куинджи. Куинджи приехал в Феодосию специально «в ученики» к Айвазовскому, увлечённый рассказами о великом маринисте, «певце морской стихии». Так вот, Айвазовский доверил юноше лишь растирать краски и красить заборы :0) — жизнь!
На этом остановлю себя…
А под занавес, Друзья,
СОВЕТ:
Выход с выставки через 1 этаж галерее. Так вот, не покидайте музей скОро.
На первом же этаже, по коридору направо очень познавательная экспозиция, посвящённая путешествиям Третьякова, пройдитесь, рассмотрите графику и фотографии, найдёте много интересной информации о Третьякове и просто окунётесь в быт тех времён, причём, не только Москвы, но и Европы.
А ещё можно подняться наверх, можно посмотреть постоянную экспозицию Третьяковской галереи на Крымском валу, помните, здесь есть уникальные картины, в частности конструктивиста Малевича «Чёрный квадрат».
Напоминаю вам, что в сентябре открывается выставка Рафаэля Санти. С одной из его картин я вас уже знакомила в «Путешествиях» по Будапешту — пост «Картины-двойники».
До встречи, Друзья, в рубрике «Искусство и культура» в блоге Татьяны Козловой :0) !
Следуйте за мной в мир прекрасного, Follow me Art and Culture!